"Малайзийский" контракт считается одним из наиболее крупных успехов МАПО "МИГ" и российской оборонной промышленности в целом на международном рынке
вооружений середины 90-х гг. Согласно договору, подписанному в Куала-Лумпур 7
июня 1994 г., Малайзия должна была получить 18 истребителей МиГ-29, включая два
учебно-боевых МиГ-29УБ. Общая стоимость контракта была оценена в 560 млн. долл.,
причем в эту сумму входила поставка еще двух машин для наземных тренировок
технического персонала, необходимого вооружения, а также услуги по обучению малайзийских летчиков и техников. Предметом сделки стали модернизированные
истребители, относимые специалистами АНПК "МИГ" к модификации МиГ-29СД, имеющие
улучшенный радиолокационный прицельный комплекс, расширенную номенклатуру
вооружения и увеличенную массу боевой нагрузки. Заказчик выдвинул также ряд
дополнительных требований к самолетам: их предстояло адаптировать к влажному
тропическому климату Азиатско-Тихоокеанского региона, оснастить спутниковыми
системами связи и навигации и двигателями с увеличенным до 2000 ч ресурсом.
Кроме того, было высказано пожелание увеличить дальность полета "мигов" за счет
введения системы дозаправки топливом в воздухе. Для сокращения сроков реализации
контракта стороны пришли к соглашению о поэтапной модернизации поставляемых
самолетов до уровня МиГ-29СД: из России отправлялись серийные МиГ-29 с
минимальным объемом доработок (устанавливалось новое связное и навигационное
оборудование и подкрыльевые ПТБ), а уже в Малайзии при участии российских
специалистов их предполагалось оснастить системой дозаправки, более эффективным
РЛПК, новыми ракетами "воздух-воздух" и т.п.
Первые МиГ-29 прибыли в Малайзию в апреле 1995 г., а последнюю машину
доставили 5 июня того же года. Истребители транспортировались на грузовых
самолетах Ан-124 "Руслан". Из 18 "мигов", получивших здесь названия МиГ-29Н
(MiG-29N) и МиГ-29НУБ (MJG-29NUB), были сформированы 17-я и 19-я эскадрильи ВВС
Малайзии. На МиГ-29Н
шкалы приборов проградуированы в английской системе
счисления, все технические надписи выполнены на английском языке, речевая
система предупреждения "Рита" также работает на английском языке. В состав
бортового оборудования введена аппаратура радиотехнической навигационной системы AN/ARN-139 TACAN, установлен приемник спутниковой навигационной системы GPS.
Самолеты имеют серую камуфляжную окраску и опознавательные знаки
(желтая 14-лучевая звезда на фоне белого круга, вписанного в зеленый квадрат) на воздухозаборниках и поверхностях крыла. Весной 1996 г. "миги" приняли участие в
учениях малайзийских ВВС под кодовым названием "Джагух" (Jagukh) и получили
самую высокую оценку специалистов. С 22 по 30 июня того же года один из
малайзийских МиГ-29 (бортовой №М43-05) был показан на авиашоу в столице Индонезии Джакарте. С 12 по 30 апреля 1997 г. в Южно-Китайском море проводились
очередные учения "Флайинг Фиш'97" (Flying Fish'97) ВВС и ВМС пяти стран:
Малайзии, Сингапура, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Они стали
наиболее крупными маневрами в истории Пакта о пятисторонней оборонительной
деятельности. В учениях принимало участие свыше 12 тысяч военнослужащих, 39
военных кораблей и 164 самолета, в том числе МиГ-29 и F-5E Королевских ВВС
Малайзии. В ходе учений отрабатывалось взаимодействие вооруженных сил пяти стран
при отражении нападения на Малайзию и Сингапур. В частности, проводились
совместные полеты различных типов самолетов с дозаправкой топливом в воздухе.
Наибольшее впечатление на военных специалистов из стран-участниц произвели
действия истребителей МиГ-29. Летчики, технический и командный состав
малайзийских ВВС выразили удовлетворение высокими боевыми, летными и эксплуатационными качествами российских самолетов. По их оценке, истребители выполнили все
возложенные на них задачи. В ходе учений была обеспечена оперативная готовность 14 из 16 одноместных самолетов МиГ-29, входящих в настоящее время в
состав ВВС Малайзии. Подготовка машин к полетам и их техническое обслуживание проводились при участии откомандированных из России специалистов ВПК "МАПО".
К весне 1998 г. совместными усилиями малайзийских и российских инженеров была
завершена модернизация первого малайзийского МиГ-29. Он получил двигатели с
увеличенным ресурсом и систему дозаправки гопливом в полете. Облет доработанной
машины был произведен летчиком-испытателем МАПО "МИГ" Р.П.Таскаевым 8 апреля
1998 г. На следующем этапе модернизации планируется довести малайзийские "миги"
до стандарта МиГ-29СД, оснастив их радиолокационным прицельным комплексом "Топаз" и ракетами РВВ-АЕ.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-29Н |
Размах крыла, м |
11.36 |
Длина, м |
17.32 |
Высота, м |
4.73 |
Площадь крыла, м2 |
38.06 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
11000 |
нормальная взлетная |
15300 |
максимальная взлетная |
19700 |
Топливо, кг |
|
внутреннее |
4300 |
ПТБ |
3800 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ РД-33 |
Тяга, кгс |
2 х 8300 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте |
2450 |
у земли |
1500 |
Практическая дальность, км. |
|
на малой высоте |
710 |
на большой высоте |
1430 |
с ПТБ |
2900 |
с одной дозаправкой |
5200 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
19800 |
Практический потолок, м |
18000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 30-мм
встроенная пушка ГШ-301
боевая нагрузка - 4000 кг на шести подкрыльевых узлах 2-4 УРВВ Р-27Р, ЭР, ЭМ и до 6 Р-73, Р-60М, Р-77 бомбы 250- или 500-кг, контейнер КМГУ НАР 80 С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|