Несмотря на то, что
Министерство обороны России в начале 90-х гг. практически прекратило
финансирование АНПК «МИГ» по тематике легких фронтовых истребителей, ОКБ
все же продолжало работы по дальнейшей модернизации самолета МиГ-29.
Следующим шагом в этом направлении стало создание модификации, названной
МиГ-29СМ. Сохранив все усовершенствования, уже реализованные на
МиГ-29С, конструкторы расширили номенклатуру вооружения этой машины
высокоточным оружием класса «воздух-поверхность» - управляемыми ракетами
общего назначения Х-29Т и корректируемыми бомбами КАБ-500Кр с
телевизионными головками самонаведения, предназначенными для поражения
высокопрочных малоразмерных наземных целей. Такое оружие автономно, не
требует подсвета цели после пуска (сброса) и позволяет самолету-носителю
не входить в зону ПВО поражаемого объекта. Для применения ракет и бомб с
телевизионными ГСН в состав СУВ истребителя включили телевизионный канал
с автономным вычислителем, обеспечивающий отображение на индикаторе в
кабине «картинки» местности, просматриваемой головкой самонаведения
ракеты (бомбы). Обнаружив цель, летчик фиксирует на ней перекрестие, тем
самым задавая целеуказание ГСН, а далее все процессы наведения ракеты
(бомбы) выполняются автоматически. При этом реализуется принцип
«пустил-забыл», при котором значительно сокращаются потери
самолетов-носителей на поле боя.
Отработка применения
управляемого оружия «воздух-поверхность» с телевизионными ГСН
проводилась с 1995 г. на опытном истребителе МиГ-29 №405 и
переоборудованном серийном МиГ-29 №4711, при этом у первого изображение
местности передавалось на штатный индикатор прямого видения (ИПВ), а у
второго - на установленный вместо него монохромный электронно-лучевой
индикатор, применяемый в СОИ самолетов МиГ-29М. Для определения
летно-технических характеристик и характеристик устойчивости и
управляемости истребителя с новым вооружением использовался также
опытный МиГ-29 №4808 (бортовой №357), однако пуски (сбросы) с него не
производились. Испытания по программе МиГ-29СМ были успешно завершены в
1996 г., и заказчик подписал положительное заключение, рекомендовав
произвести соответствующую доработку строевых самолетов. По оценкам
специалистов МАПО «МИГ», многоцелевой истребитель МиГ-29СМ, вооруженный
двумя ракетами Х-29Т или четырьмя бомбами КАБ-500Кр, решает задачи
«воздух-поверхность» практически с той же эффективностью, что и F-16C, и
превосходит (по критерию «эффективность-стоимость») F/A-18C на 15%,
МиГ-29СЭ на 35% и «Мираж» 2000-5 на 50%. Дальнейшее повышение боевых
возможностей МиГ-29СМ будет обеспечено включением в состав его
вооружения про-тиворадиолокационных ракет Х-31П с пассивными РГС,
предназначенных для поражения работающих наземных и корабельных РЛС.
Такое оружие позволит самолету с существенно меньшими потерями
преодолевать систему ПВО и эффективно бороться с кораблями противника.
Работы по до-оснащению истребителя ракетами Х-31П заканчиваются в 1998
г.
Зарубежная премьера
МиГ-29СМ состоялась на авиасалоне в Ле Бурже в июне 1995 г., где
демонстрировался опытный самолет МиГ-29 №405, получивший «выставочный»
№331 и оснащенный разнообразным управляемым вооружением классов
«воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Позднее роль МиГ-29СМ на
международных выставках (в Берлине в 1996 г. и в Париже в 1997 г.)
«играл» опытный МиГ-29 №4808 (бортовой №357, «выставочный» №353) с
системой дозаправки топливом в полете.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-29СМ |
Размах крыла, м |
11.36 |
Длина, м |
17.32 |
Высота, м |
4.73 |
Площадь крыла, м2 |
38.06 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
11200 |
нормальная взлетная |
15600 |
максимальная взлетная |
19700 |
Топливо, кг |
|
внутреннее |
4540 |
ПТБ |
3800 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ РД-33 |
Тяга, кгс |
2 х 8300 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте |
2450 |
у земли |
1500 |
Практическая дальность, км. |
|
на малой высоте |
710 |
на большой высоте |
1500 |
с ПТБ |
2100 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
19800 |
Практический потолок, м |
18000 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
одна 30-мм
встроенная пушка ГШ-301
боевая нагрузка - 4000 кг на шести подкрыльевых узлах 2-4 УРВВ Р-27Р и до 6 Р-73, Р-60М
или Р-77(РВВ-АЕ) 2 УРВП Х-29Т (ТД) или
2 УР Х-31А или Х-31П
4 УАБ КАБ-500Кр бомбы 250- или 500-кг, контейнер КМГУ НАР 80 С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2006
|