Для
обеспечения эффективной подготовки летчиков ВВС и быстрого освоения ими
нового типа самолета ММЗ им. А.И.Микояна в соответствии с Постановлением
ЦК КПСС и СМ СССР от 19 января 1976 г. и приказом МАП от 22 марта 1976
г. разработал двухместный учебно-боевой вариант истребителя, получивший
обозначение МиГ-29УБ (изд. «9-51»). Чтобы разместить вторую
кабину (для инструктора) без существенного изменения конструкции
фюзеляжа, решено было демонтировать все оборудование РЛПК, включая
бортовую РЛС Н019, а для отработки задач прицеливания и применения
оружия на «спарке» сохранили в полном составе оптико-электронный
прицельно-навигационный комплекс с квантовой оптико-локационной станцией
КОЛС и НСЦ, несколько модифицировав его с учетом установки дублированной
системы индикации и управления (ОЭПрНК-29УБ). В соответствии с таким
упрощением СУВ из состава вооружения МиГ-29УБ исключили РСД с ПАРГС
Р-27Р, оставив ракеты с ТГС (Р-73 и Р-60), авиабомбы и НАР, размещаемые
на шести подкрыльевых точках подвески, а также встроенную пушку ГШ-301.
Кабину инструктора разместили за кабиной обучаемого и оснастили ее
полным комплектом органов управления и системы индикации и таким же
катапультируемым креслом К-36ДМ. Общий для обеих кабин фонарь открывался
вверх-назад и был снабжен над местом инструктора перископом с большим
экраном и зеркалом, выпускаемым в поток на посадке и при рулении. Длина
«спарки» составила 17.42 м и увеличилась по сравнению с серийным МиГ-29
всего на 100 мм. Неизменным остался вырабатываемый запас топлива (3200
кг). По летно-техническим данным двухместная машина тоже почти не
отличалась от одноместной: при нормальной взлетной массе (без подвесок)
14600 кг максимальная скорость полета МиГ-29УБ у земли составляла 1500
км/ч, максимальная эксплуатационная перегрузка - 9, а скороподъемность
-330 м/с. Несколько уменьшились максимальная скорость при полете на
большой высоте (2230 против 2450 км/ч), практический потолок (17500
против 18000 м) и дальность полета (у земли -680 и 710 км, на большой
высоте - 1410 и 1430 км соответственно).
Наличие на МиГ-29УБ
комплекса ОЭПрНК-29УБ позволило обучать летчиков, а при необходимости и
вести на нем ближний маневренный воздушный бой с применением УР с ТГС и
пушки, а также наносить удары по визуально видимым наземным целям
бомбами и неуправляемыми ракетами, как на одноместном боевом самолете.
Для подготовки к полетам на перехват, работе с БРЛС и применению УР с
ПАРГС, а также к действиям в особых случаях при отказах оборудования на
«спарке» была установлена соответствующая имитационная аппаратура.
Контрольно-записывающая аппаратура и средства объективного контроля
(СОК) призваны были повышать достоверность и ускорять процесс анализа
учебных полетов.
Тактико-технические
требования к учебно-боевому самолету были согласованы в 1977 г., и в
следующем году развернулось его проектирование. В 1979 г. выпустили
эскизный проект и изготовили макет МиГ-29УБ. В том же году состоялось
заседание макетной комиссии и началась постройка первого опытного
образца «спарки», получившего №951 (бортовой №51). В 1980 г. сборка
машины была завершена, и она поступила на наземные испытания. В первый
полет МиГ-29УБ №951 поднял 29 апреля 1981 г. летчик-испытатель ММЗ им.
А.И.Микояна А.Г.Фастовец. Обязанности ведущего инженера по испытаниям «спарки»
выполнял В.Н.Уткин, обязанности техника самолета - В.М.Стручков. Первая
двухместная машина летала долго и много, принимая участие в самых
разнообразных программах летных исследований. На ее счету, в частности,
22 полета на море в районе Очакова, выполненные в июне 1987 г. в рамках
программы создания корабельного истребителя МиГ-29К. В 1981-1983 гг.
самолет №951 активно использовался в программе государственных
совместных испытаний МиГ-29. к моменту подписания акта о завершении
этапа «Б» ГСИ 27 ноября 1983 г. на нем совершили 192 полета. Последний,
1066-й полет на МиГ-29УБ №951 состоялся 15 сентября 1993 г.. однако и
сейчас машина находится на летной станции АНПК «МИГ» в Жуковском.
В 1982 г. опытное
производство ММЗ им. А.И.Микояна выпустило второй опытный двухместный
самолет, получивший №952 (бортовой №52). Первый вылет его состоялся 23
августа 1982 г. Машина также участвовала в ГСИ (к 27 ноября 1983 г. она
выполнила 70 полетов). Испытания 952-й продолжались до 10 апреля 1986
г., когда на ней был произведен последний. 213-й полет, после чего она
была разобрана, а консоли ее крыла использовали на опытном самолете
МиГ-29 №916.
В 1985 г. МиГ-29УБ был
запущен в серийное производство на Горьковском авиационном
производственном объединении (ГАПО) им. С.Орджоникидзе (ныне АООТ
Нижегородский авиастроительный завод (НГАЗ) «Сокол»). При этом в первое
время основные части планера (крыло, кили, стабилизатор, большинство
элементов конструкции фюзеляжа) изготавливались в Москве, на заводе
«Знамя труда», и отправлялись в Горький, где строили переднюю часть
фюзеляжа, производили окончательную сборку самолета и монтаж
оборудования. Позднее на НГАЗ «Сокол» был освоен полный цикл
производства самолета - от изготовления всех деталей и агрегатов до
окончательной сборки. Официально на вооружение МиГ-29УБ был принят в
1991 г. В Горьком к этому времени построили уже почти две сотни таких
машин.
НГАЗ «Сокол» так же, как и
МАПО, имел давние традиции сотрудничества с ОКБ «МИГ». Это предприятие,
введенное в строй в 1932 г., специализируется на выпуске
самолетов-истребителей. Долгое время оно носило название завод №21,
затем именовалось Горьковский авиационный завод им. С.Орджоникидзе, а в
1985 г. было преобразовано в производственное объединение (ГАПО). «Миги»
завод выпускает уже полвека. Первыми были МиГ-15, в 1951 г. их сменили
МиГ-17, а в 1954 г. - МиГ-19. С 1960 г. за два десятилетия предприятие
изготовило более 5000 истребителей МиГ-21 различных модификаций, начиная
с МиГ-21Ф и кончая МиГ-21МФ и МиГ-21бис. В 1969 г. здесь приступили к
серийному выпуску скоростных высотных перехватчиков и разведчиков МиГ-25
(до 1985 г. было построено почти 1200 самолетов разных вариантов), а в
1979 г. - перехватчиков 4-го поколения МиГ-31. Сейчас МиГ-31 и МиГ-29УБ
составляют основу производственной программы НГАЗ «Сокол», ведутся также
работы по созданию модернизированного истребителя МиГ-21-93 и ряду
конверсионных программ.
На 42-м авиасалоне в Ле
Бурже ОАО «Фазотрон-НИИР» представило предложение по модернизации и
двухместного учебно-боевого самолета МиГ-29УБ. Как известно, серийные «спарки»
не имеют бортовой РЛС, что существенно ограничивает их боевые
возможности (в режиме «воздух-воздух» СУВ самолета МиГ-29УБ обеспечивает
применение ракет только с ТГС).
Суть предложения
«Фазотрона» сводится к оснащению МиГ-29УБ малогабаритной БРЛС, которая
может быть создана на базе радиолокаторов нового поколения «Суперкопье»
и «Москит», разрабатываемых для самолетов типа МиГ-21, МиГ-АТС и Як-131.
С помощью таких станций, имеющих массу всего 50-100 кг, можно
обнаруживать воздушные цели на дальности до 60-75 км, причем
реализованный в них принцип электронного сканирования обеспечивает
сопровождение не менее 10 целей и атаку двух-четырех целей одновременно.
Оборудование МиГ-29УБ бортовой РЛС позволит эффективно применять их не
только в ближнем маневренном бою, но и в воздушном бою на средних
дистанциях, где основным оружием самолета могут стать ракеты с
радиолокационными ГСН типа Р-27Р (РЭ) и РВВ-АЕ.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-29УБ |
Размах крыла, м |
11.36 |
Длина, м |
17.42 |
Высота, м |
4.73 |
Площадь крыла, м2 |
31.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
10800 |
нормальная взлетная |
14600 |
максимальная взлетная |
17700 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ РД-33 |
Тяга, кгс |
2 х 8300 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте |
2230 (М=2.1) |
у земли |
1500 |
Практическая дальность, км |
|
на малой высоте |
680 |
на большой высоте |
1410 |
большой высоте с одним ПТБ |
2000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
19800 |
Практический потолок, м |
17500 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
9 |
Экипаж |
2 |
Вооружение: |
одна 30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов)
боевая нагрузка - 2000 кг на шести подкрыльевых узлах до 6 ракет ближнего воздушного боя Р-73 или Р-60М бомбы 250- или 500-кг, контейнер КМГУ-2,
ЗБ-500 НАР 80 С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б
2 контейнера УПК-23 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2006
|