Первый опыт эксплуатации МиГ-31 показал, что самолет имеет
недостаточную дальность. Например,
перехватчики, базировавшиеся в
Мончегорске близ Мурманска, должны были
сопровождать в заданиях морские
разведывательные и противолодочные
самолеты, а дальности действия одних и
других явно не совпадали. Таким образом
возникла необходимость ее повышения.
Военные, в лице маршала авиации Евгения
Савицкого, вообще предлагали сделать
дальность такой, чтобы МиГ-31 могли
достигать границ США через Северный
полюс!
К этому времени в Советском Союзе вовсю
внедрялись средства дозаправки
топливом в воздухе, и эта процедура
перестала быть чем-то экстраординарным.
На МиГ-31 установили систему дозаправки
типа "конус-штанга". Выдвигающаяся
штанга располагалась слева перед
козырьком фонаря, причем испытывалось
как левое, так и правое расположение
приемной штанги.
Первым МиГ-31, оснащенным дозаправочной
штангой, стал четвертый самолет третьей
серии - борт 1604. На нем штанга была еще "макетной".
Она выглядела как настоящая, могла
выдвигаться и убираться, но связи с
топливной системой не имела. Самолет
использовался для отработки контакта с
танкером. Конструкторам нужно было
убедиться, нужна ли на МиГ-31
дополнительная точная система
управления самолетом, подобная той, что
стояла на оборудованном дозаправкой МиГ-25.
Оказалось, что силовая установка МиГ-31
вполне, без всяких доработок,
обеспечивает необходимые маневры и
контакт с конусом танкера.
Следующая машина (с/н 3603) имела уже весь
комплект оборудования для дозаправки.
Самолет был оснащен также радиосистемой
дальней навигации. Ведущим инженером по
летным испытаниям назначили В. С.
Егорова. Эту машину проверяли в
Жуковском и Ахтубинске летчики-испытатели
ОКБ и НИИ ВВС На долю первых выпал
основной объем работ. Токтар Аубакиров
выполнял длительные полеты в северных
высоких широтах с тем, чтобы проверить
систему навигации на чувствительность к
магнитным аномалиям и определить
возможность самолетовождения по данным
РСДН. 30 июля 1987 г. летчик-испытатель
Роман Таскаев и штурман-испытатель
Леонид Попов впервые в мировой практике
пролетели на истребителе-перехватчике
над Северным полюсом по маршруту
Мончегорск-Полюс-Анадырь (Чукотка). Летя
в условиях низкого навигационного
обеспечения над безориентирной
местностью, экипаж, дважды
дозаправившись, провел в воздухе 6 часов
26 минут. На обратном пути Таскаев и Попов
совершили беспосадочный перелет в
Москву вдоль всей северной береговой
линии России. Таскаев, Аубакиров и
Попов, используя режим дальней
навигации, осуществили из Мончегорска
несколько полетов над акваторией
Северного Ледовитого океана. Задания
предусматривали дозаправку от Ил-78,
учебные перехваты целей, посадку и взлет
на ледовом аэродроме на Земле Франца-Иосифа.
Все системы и оборудование работали без
отказов.
Теперь ограничением по пребыванию
самолета в воздухе являлась уже
усталость экипажа, снижающая внимание и
ведущая к малоэффективной отработке
задания. Кроме того, в условиях столь
длительного полета элементарные
физиологические потребности членов
экипажа могли помешать выполнению
задачи. У нас об этом до последнего
времени как-то не задумывались,
предоставляя решать проблему самим
летчикам. К слову, один из бывших
Главкомов ВВС хвастал на полном серьезе,
что, мол, наши герои-летчики, если им
прикажут, завяжут в узел, а долетят.
С 1990 г. все серийно выпускавшиеся МиГ-31
дооснащались дозаправочной штангой ("изделие
01ДЗ"), вплоть до выпуска новой
модификации МиГ-31Б, на которой такое
оборудование было предусмотрено
изначально. В остальном "изделие 01ДЗ"
ничем не отличалось от "изделия 01".
Кроме уже решенной проблемы дальности
полета, конструкторы занимались
совершенствованием системы вооружения
самолета. Работы, начавшиеся по
программе МиГ-31М и его совершенно нового
комплекса вооружения, требовали
длительных испытаний. До появления в
строю этой модификации было необходимо
усовершенствовать прежнюю в связи со
следующими событиями.
В 1985 г. в Москве органами КГБ был
задержан некий гражданин Адольф
Толкачев. Выяснилось, что он, будучи
агентом западных спецслужб, передавал
хозяевам секретные данные по системам
вооружения МиГ-29 и МиГ-31. Шпиона признали
виновным, но секрет был уже разглашен.
Причем, ущерб от действий Толкачева был
значительно серьезней, чем от Беленко, в
свое время перегнавшего МиГ-25 во
вражеский стан.
Это вынудило конструкторов ускорить
введение на МиГ-31 новой системы
вооружения. В результате появился МиГ-31Б
("изделие 01Б") с улучшенной
радиолокационной станцией и
доработанными ракетами Р-33С и
двигателями Д-30Ф6. Он был оснащен
убираемой Г-образной штангой-топливоприемником
системы дозаправки в полете от
самолетов-танкеров Ил-78 или Су-24Т, а
также доработанной системой управления
вооружением "Заслон-А" и
модернизированным радиоэлектронным
оборудованием. Истребитель получил
приемник радиотехнической системы
дальней радионавигации А-723 и
усовершенствованные средства РЭБ. Были
введены новые режимы защищенного обмена
информацией. Ракетное вооружение было
дополнено ракетами средней дальности Р-40ТД
и УР ближнего боя Р-60. Боевая нагрузка
осталась прежней, но за счет улучшенного
БРЭО и ракет возможности комплекса
возросли в 1,3-2,5 раза. Производство новой
модификации на авиазаводе "Сокол" в г.Горьком
началось в конце 1990 - начале 1991 г.
Как и в случае с МиГ-25ПДС, после акции
Толкачева все ранее выпущенные МиГ-31 ("изделие
01") необходимо было доработать до
стандарта МиГ-31Б. Доработанные на НГАЗ "Сокол"
и авиаремонтных предприятиях ВВС
строевые самолеты получили обозначение
МиГ-31БС ("изделие 01БС"). Они не имеют
систему дозаправки топливом в полете.
В инициативном порядке работы по
усовершенствованию МиГ-31 провели
инженеры Горьковского авиазавода под
управлением Главного конструктора Е.И.Миндрова.
Для отработки был выделен самолет с/н 0503.
Усовершенствования касались как
конструкции планера, так и систем
самолета. Конструктивные изменения
направлялись на улучшение
технологичности с учетом опыта
эксплуатации МиГ-31 в строевых частях.
Наибольшим доработкам подверглась
топливная система и система топливной
автоматики. В связи с изменением объемов
фюзеляжных баков была изменена
конструкция нижней части фюзеляжа. В
самолете нашли свое воплощение
несколько новых оригинальных идей, но
постройка его задержалась, летные
испытания выявили необходимость
доводки топливной системы, а времени уже
не было - полным ходом шли работы по МиГ-31М.
Самолет 0503 опоздал с появлением на свет,
но очень много его конструктивных
решений, в т.ч. новая топливная система,
перешли на новый перехватчик.
Впоследствии 0503 участвовал в процессе
летно-конструкторских испытаний МиГ-З1М.
В начале 90-х годов из-за нехватки средств
у МО России закупки истребителей МиГ-31
были прекращены. Построено более 500
перехватчиков, более 350 из которых в
настоящее время находятся на вооружении
ВВС России. Несколько десятков МиГ-31
имеется также в ВВС Казахстана.