В условиях резкого снижения государственного финансирования, когда
массовые закупки новых самолетов МиГ-31М
стали практически невозможными, в 1997 году
начались работы по модернизации
истребителя-перехватчика МиГ-31Б в
многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий
значительно увеличенные боевые
возможности. Машину оснастили системой
управления вооружением,
модернизированной с использованием
технического задела, полученного в ходе
работы по созданию СУВ "Заслон-М". Если
раньше самолеты этого семейства
классифицировались лишь как дальние
истребители-перехватчики, то новый МиГ
стал многоцелевым самолетом, несущим
высокоточное оружие для поражения как
воздушных, так и наземных целей. За счет
модернизации БРЭО и вооружения
эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31
выросла в 2,6 раза.
12 января 1999,
одновременно с показом "таинственного"
МФИ, "микояновцы" впервые выкатили МиГ-31БМ
на всеобщее обозрение.
БРЛС "Заслон" доработан НИИП
до уровня, близкого техническому уровню
комплекса "Заслон-М", созданного для
самолета МиГ-31М. Станция МиГ-31БМ способна
обнаруживать типовые воздушные цели на
почти вдвое большей дальности. Дальность
обнаружения воздушных целей класса "истребитель"
доведена до 320 км, а дальность их
поражения - до 280 км. В ходе испытаний
продемонстрирована возможность
уничтожения самолетов противника в
дальнем ракетном бою на дистанции
порядка 280 км, что в настоящее время
недоступно ни одному зарубежному
истребителю. Для сравнения, лучший
американский перехватчик Нортроп-Грумман
F-14D "Томкэт" способен поражать
воздушные цели на дальности не более 180 км.
Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ
способен одновременно сопровождать до 10
воздушных целей, 6 из которых могут быть
одновременно обстреляны ракетами Р-33С
или Р-37 (последние - на дальность до 280 км).
Достигнута возможность перехвата целей,
летящих со скоростью, соответствующей М=6,
улучшены другие характеристики
комплекса.
Представленный на показе в
Жуковском самолет МиГ-31БМ нес на
подфюзеляжных конформных узлах подвески
четыре ракеты типа Р-33С дальнего действия
с радиолокационным наведением и одной
противорадиолокационной УР Х-31П,
подвешенной под левой консолью. Помимо УР
класса "воздух-воздух" большой
дальности новая модификация "мига"
оснащена и наиболее совершенными в
настоящее время ракетами средней
дальности РВВ-АЕ (до 4 единиц), которые
разместились на подкрыльевых узлах.
Сохранены в составе комплекса вооружения
и мощные ракеты типа Р-40ТД (две),
доставшиеся МиГ-31 "по наследству" еще от
перехватчика МиГ-25П.
Модернизированные варианты
самолета могут оснащаться
противорадиолокационными ракетами Х-31П,
Х-25МП или Х-25МПУ (до шести единиц),
противокорабельными УР X-31 А (до шести),
ракетами класса "воздух-поверхность" Х-59
и Х-29Т (до трех) или Х-59М (до двух единиц), до
шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или
до восьми КАБ-500 с телевизионным или
лазерным наведением. Максимальная масса
боевой нагрузки составляет 9000 кг.
Бортовое оборудование
самолета МиГ-31БМ обеспечивает
возможность эффективного взаимодействия
с зенитными ракетными комплексами ПВО.
Кроме борьбы с воздушными и наземными
целями этот самолет может использоваться
и в качестве своеобразного воздушного
командного пункта, координирующего
действия истребителей других типов,
оснащенных менее мощными радарами.
Оборудование МиГ-31БМ обеспечивает и
весьма "экзотические" сценарии боевого
применения истребителей. Так,
перехватчик может наводить на воздушные
цели ракеты, запущенные с борта других
истребителей, сближающихся с противником
на дистанцию ракетного залпа в режиме
радиолокационного молчания. В ряде
боевых ситуаций подобная тактика может
существенно повысить эффективность
истребительной группы. МиГ-31 в настоящее
время является единственным в мире
серийным самолетом, способным эффективно
бороться с малозаметными и маловысотными
крылатыми ракетами типа ALCM или "Томагавк",
Подобные цели он способен поражать с
первого захода. Как считают российские
специалисты, если бы Ирак в ходе операции
"Лиса пустыни" зимой 1998-99 годов
располагал самолетами МиГ-31, целей на
территории этой страны достигло бы не
более 10% американских и английских
крылатых ракет.
Истребители МиГ-31БМ из Центра
боевого применения в Савостлейке,
совместно с другими самолетами, в 1998 году
уже принимали участие в научно-тактических
учениях, где в ходе одного вылета,
сопровождавшегося нескольким
дозаправками в воздухе, каждая машина
решала ряд различных боевых задач.
Первоначально фирма Микояна из-за
малых шансов получить заказы на этот
самолет от собственных ВВС предложила
его Китаю и Индии. Но сейчас, по словам
Главнокомандующего ВВС, в вариант МиГ-31БМ
будут дорабатываться практически все
российские МиГ-31. Истребители этого типа,
обладающие уникальными боевыми
возможности, планируется сохранить в
боевом строю, по крайней мере, до 2010-х
годов.
Первый модернизируемый МиГ-31
уже находится на летной станции в
Жуковском, где оснащается новым
оборудованием. АО "Русская авионика"
разработана для него принципиально новая
компоновка обеих кабин. Основным
недостатком прежней компоновки являлось
отсутствие у летчика информации о
тактической обстановке: командир не знал,
что делает штурман. Теперь в передней
кабине с правой стороны приборной доски
установлен многофункциональный ЖК-индикатор
размером 6х8 дюймов (аналогичный
использованному на МиГ-29СМТ). Более
существенным изменениям подверглась
кабина штурмана-оператора, в которой
расположено три таких индикатора, на
которые может выводиться самая
разнообразная информация (тактическая,
навигационная, радиолокационная, "картинки"
телевизионных датчиков управляемых
средств поражения и т. п.). Самолет получил
также индикатор на лобовом стекле,
заменивший прежний ППИ.
Навигационный комплекс,
которым оснащается модернизированный
МиГ-31, в значительной степени
унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав
входит приемник спутниковой навигации). В
результате доработки парка истребителей
МиГ-31 при участии "Русской авионики"
отечественные ВВС должны получить
практически новый самолет, имеющий
широкий спектр боевого применения.
На экспортном варианте этого
истребителя - МиГ-31ФЭ - могут
устанавливаться и интегрироваться с
российскими системами образцы
вооружения и оборудования западного
производства.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-31БМ |
Размах крыла, м |
13.46 |
Длина, м |
22.67 |
Высота, м |
6.10 |
Площадь крыла, м2 |
61.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
21825 |
нормальная взлетная |
42400 |
максимальная взлетная |
48200 |
Тип двигателя |
2 ДТРД Соловьев Д30Ф-6М |
Тяга нефорсированная, кН |
2 х 16500 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на большой высоте |
3000 (М=2.83) |
у земли |
1500 |
Практическая дальность, км |
|
с ПТБ |
3300 |
без ПТБ |
2500 |
Боевой радиус действия, км |
|
без ПТБ со скоростью М 1 |
720 |
с ПТБ со скоростью М 1 |
1200 |
c ПТБ со скоростью М 1 |
1400 |
c одной дозаправкой со скоростью М 1 |
2000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
20000 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 23-мм
шестиствольная пушка ГШ-6-23 (260 патронов) боевая нагрузка - 9000 кг до 6 УР большой дальности Р-33С или Р-37, до 4 УР средней дальности Р-77 или РВВ-АЕ, 2 УР Р-40ТД, 3 УР воздух-поверхность Х-59 и Х-29Т или 2 Х-59М 6 ПКР X-31А До 6 противорадиолокационная УР Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ до 6 корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до 8 КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|