В инициативном порядке группа инженерно-технических работников Горьковского
авиационного завода под руководством Главного конструктора Е.И.Миндрова
разработала вариант модернизации серийного перехватчика. Для проверки предложений
горьковских инженеров выделили один МиГ-31 (после модернизации получил бортовой
номер «503» голубого цвета); доработки были направлены на облегчение конструкции
и улучшение технологичности производства самолета, значительным изменениям
подверглась топливная система. Летные испытания показали, что в результате
изменения местоположения топливных баков, сместился центр тяжести самолета, что
ухудшило устойчивость и управляемость перехватчика. Борт «503» принимал участие
в программе летных испытаний МиГ-31М.
МиГ-31М представляет собой глубокую модификацию исходного варианта;
изменениям подвергся как внешний облик самолета, так и его «начинка»,
вооружение. МиГ-31М имеет корневые наплывы крыла большей площади, чем предыдущие
варианты МиГ-31; гаргрот имеет большие размеры за счет увеличения на 300 л
емкости размещенного в нем топливного бака; площадь остекления правой стороны
фонаря кабины штурмана уменьшена для создания эффекта «темной кабины», облегчающего работу с индикаторами тактической обстановки, в то же время площадь
остекления фонаря кабины летчика увеличена за счет установки монолитного
козырька фонаря кабины; носовой обтекатель антенны РЛС наклонен вниз на 7 град
по отношению к продольной оси самолета для улучшения обзора из кабины летчика
вниз-вперед, сам обтекатель имеет больший диаметр; на нижней поверхности
фюзеляжа имеются гнезда для размещения в полуутопленном положении не четырех
(как на МиГ-31), а шести ракет воздух-воздух большого радиуса действия; пушка
отсутствует; штанга топливоприемника перенесена на правый борт; двигатели
разнесены на большее расстояние от продольной оси самолета; увеличена площадь
рулей направления. На седьмом прототипе на концах крыльев устанавливались
сигарообразные контейнеры с аппаратурой РЭБ, для увеличения путевой устойчивости
в хвостовой части контейнеры имели вертикальные поверхности треугольной формы.
Миг-31 м не имеет двойного управления, органы управления полетом самолета в
кабине штурмана отсутствуют.
На МиГ-31 М установлена усовершенствованная РЛС «Заслон-М»; в состав
приборного оборудования обоих кабин введены многофункциональные электронные индикаторы; органы управления самолетом в кабине
штурмана не установлены, также как и перископ обзора передней полусферы; в
состав системы управления оружием вместо убираемого теплопеленгатора
интегрированы оптоэлектронная обзорно-прицельная система и лазерный дальномер
(оптические головки И К системы и дальномера расположены перед козырьком кабины
летчика), а ассортимент вооружения расширился за счет новых ракет воздух-воздух
среднего радиуса действия РВВ-АЕ, малого радиуса Р-73, модернизированного
варианта УР Р-33 - ракеты Р-33С и новой ракеты сверхбольшой дальности Р-37.
Увеличение взлетной массы перехватчика в какой-то мере компенсируется установкой
более мощных двигателей Д-30Ф6М.
Все МиГ-31M построены на заводе в Нижнем Новгороде, первый построенный
самолет предназначался для статических испытаний, второй - бортовой номер «051»
- 21 декабря 1985 г. впервые поднял в воздух экипаж в составе летчика-испытателя
Бориса Орлова и штурмана-испытателя Леонида Попова. Всего было изготовлено семь
прототипов - бортовые номера «051» - «057»; борт «052» разбился в ходе
испытаний, летчик-испытатель ОКБ Владимир Горбунов успешно катапультировался. Государственные испытания
модернизированного перехватчика завершились в апреле 1994 г. успешным поражением
учебной воздушной цели на удалении 300 км. Поздравления с окончанием
госисиытаний МиГ-31М и успешным поражением ракеты-мишени коллективу ОКБ направил
президент России Б.Н.Ельцин. В испытаниях были задействованы самолеты с
бортовыми номерами «053», «054», «053», «055», «056», «057».
Премьера МиГ-31М (бортовой номер «057») состоялась в марте 1992 г., когда на
аэродроме Мачулище, недалеко от Минска, состоялась демонстрация новейшей
авиационной технике руководителям стран СНГ, (кстати, на показ прибыли только
Ельцин, Назарбаев и Муталибов, что определенным образом характеризует интерес
глав государств к авиации). На показ были допущены журналисты, благодаря которым
существование МиГ-31М перестало быть секретом, а его фотографии появились на страницах отечественной и зарубежной прессы.
Серийное производство МиГ-31М развернуть не удалось из-за отсутствия
ассигнований, однако главком ВВС России генерал-полковник Корнуков не исключает
возможности модернизации до уровня МиГ-31М ранее построенных перехватчиков.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-31М |
Размах крыла, м |
13.46 |
Длина, м |
22.69 |
Высота, м |
6.15 |
Площадь крыла, м2 |
61.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
21900 |
максимальная взлетная |
52000 |
Тип двигателя |
2 ДТРД Соловьев Д30Ф-6М |
Тяга , кгс |
2 х 16500 |
Максимальная скорость , км/ч |
3000 (М=2.83) |
Практическая дальность, км |
3000 |
Практический потолок, м |
20600 |
Экипаж |
2 |
Вооружение: |
боевая нагрузка - 9000 кг 6 УР большой дальности Р-37 или Р-33С, размещенных под фюзеляжем на полуутопленных узлах подвески и 4 УР средней дальности Р-77(РВВ-АЕ) на подкрыльевых узлах. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|