Истребитель МиГ-9М, получивший также заводское обозначение И-308 и шифр "ФР", был построен в конце 1947 г. в соответствии с требованиями ВВС.
В его конструкции были отражены все требования военных по улучшению летно-технических и эксплуатационных характеристик самолета МиГ-9. На машине полностью изменили схему размещения пушечного
вооружения, оснастили ее герметической кабиной с катапультируемым креслом, воздушными тормозными щитками, а также значительно улучшили эксплуатационные подходы к основным агрегатам двигателей и
вооружению путем увеличения количества и размеров съемных люков и капотов. Гермокабина вентиляционного типа располагалась между шпангоутами №3 и №9. Ее питание осуществлялось от компрессоров
двигателей через обратные клапаны ОКН-1 и фильтр. Эксплуатационное избыточное давление составляло 0,28 атм. Закон изменения давления по высотам задавался регулятором РД-2. Фонарь кабины имел
двухслойное остекление и систему аварийного сброса. Герметизация фонаря производилась при помощи резинового шланга, в который подавался воздух.
Пушки расположили по бортам фюзеляжа таким образом, что срезы их стволов не доходили до входного отверстия воздухозаборника. Это позволило в свою
очередь несколько сдвинуть вперед кабину летчика и улучшить обзор. Пушки НС-23 находились справа и слева, а пушка Н-37 - слева. Патронные ящики разместили за наклонным шпангоутом №9, а их
установка осуществлялась с правой стороны фюзеляжа. На самолете устанавливался автоматический прицел АСП-1Н. В связи с проведенной перекомпоновкой носовой части фюзеляжа также были внесены
изменения в крепление носовой стойки и конструкцию щитков шасси. А в целях получения более крутой глиссады планирования угол отклонения закрылков был увеличен до 65°. Также МиГ-9М имел более
мощную силовую установку, состоящую из двух форсированных двигателей РД-21. Топливная система была упрощена за счет снятия двух крыльевых баков. Необходимый запас керосина был обеспечен путем
установки дополнительного металлического топливного бака емкостью 105 литров в освободившейся носовой части фюзеляжа между шпангоутами №1 и №3. Кроме того, масляную и топливную системы
доработали для обеспечения кратковременного перевернутого полета и полета с отрицательными перегрузками. По сути, истребитель МиГ-9М являлся эталоном для серийного производства на 1948 год.
22 февраля 1948 г. летчик-испытатель А.Н.Чернобуров выполнил на истребителе И-308 (ФР) первый полет. Летные испытания показали, что прирост скорости
у самолета И-308 по сравнению с серийным МиГ-9 составил 55 км/ч. Проведенные на высоте 11500 м стрельбы показали, что в целом новое размещение пушек улучшило работу силовой установки при
залповой стрельбе. Во второй половине марта была проведена переделка гильзо- и звеньеотводов для устранения попадания стреляных гильз и звеньев в крыло и стабилизатор самолета. Заводские
испытания машины "ФР" завершились 26 апреля 1948 г. 6 мая летчик-испытатель ГК НИИ ВВС Д.Г.Пикуленко выполнил облет истребителя И-308, а затем самолет был передан на государственные испытания.
Однако главный экзамен И-308 не выдержал, и 31 августа В.Н.Юганов перегнал машину "ФР" обратно. К этому времени истребитель МиГ-9М морально устарел, так как уже полным ходом шли испытания
опытных экземпляров истребителя МиГ-15 (И-310, С). Кроме того, перспективы запуска в серию у самолета И-308 отсутствовали по тем же причинам, что и у И-307.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-9М |
Размах крыла, м |
10.00 |
Длина, м |
9.83 |
Высота, м |
3.225 |
Площадь крыла, м2 |
18.20 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3497 |
максимальная взлетная |
5140 |
топлива |
1309 |
Тип двигателя |
2 ТРД РД-21 |
Тяга, кгс |
2 х 1050 |
Максимальная скорость, км,/ч |
|
на высоте |
965 |
у земли |
872 |
Практическая дальность, км |
830 |
Скороподъемность, м/мин |
1851 |
Практический потолок, м |
14000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 37-мм пушка Н-37 (40 снарядов) и две 23-мм пушки НС-23 (160 снарядов). |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|