Самолет "Мираж" III, разрабатывавшийся в рамках программы легких самолетов истребителей, после многочисленных усовершенствований превратился в самолет, существенно отличающийся
от своего прототипа.
В результате обеспечения характеристик, позволяющих самолету проходить со сверхзвуковой скоростью зоны радиолокационного обнаружения и выполнять полеты на малых высотах при
любых метеорологических условиях, взлетная масса последней модификации самолета (IIIE) возросла до 13500 кг.
В середине 1960-х годов доходы от продаж "Миражей" стали падать. Причиной этого была перенасыщенность рынка сложными и дорогими летательными аппаратами. К тому же в
развивающихся странах предпочитали покупать более дешевые и простые советские истребители, выгодно отличавшиеся надежностью и нетребовательностью к квалификации обслуживающего
персонала.
Ориентируясь на создание легких самолетов истребителей, фирма "Дассо" преследовала цель снижения стоимости самолета и затрат на его обслуживание и эксплуатацию. При этом
предполагалось, что самолеты такого класса смогут найти покупателей и в развивающихся странах. Однако сложность оборудования и рост стоимости существенно ограничили эти надежды.
Фирма Дассо поставила перед собой цель снизить стоимость самолета и затраты на его обслуживание. Как нельзя кстати в сентябре 1966 года на фирму обратились представители ВВС
Израиля с предложением разработать упрощенный вариант истребителя "Мираж" IIIE специально для Ближнего Востока.
Созданный в соответствии с требованиями заказчика, "Мираж" 5J не имел РЛС и все оборудование из закабинного отсека удалось
разместить в удлиненной и изрядно "похудевшей" носовой части. В освободившемся закабинном отсеке смонтировали дополнительный топливный бак на 500 л. ЖРД на этой модификации не
устанавливался. Все эти доработки позволили увеличить радиус действия до 1300 км и существенно снизить стоимость самолета.
На семи пилонах под крылом и фюзеляжем можно было подвесить боевую нагрузку общей массой до 4000 кг или сбрасываемые топливные баки суммарной емкостью до 4700 л. В варианте
перехватчика самолет мог нести две УР "Сайдуиндер" или "Шафрир", а также сбрасываемые топливные баки.
Первый опытный образец самолета поднялся в воздух 19 мая 1967 года в Милан Виларош. Испытания показали, что "Мираж" 5J может вполне
успешно эксплуатироваться с элементарно подготовленных взлетно-посадочных полос.
Уже через год заказанные ВВС Израиля 48 самолетов "Мираж" 5J и два двухместных "Миража" 5JB
были готовы к поставкам. Однако 3 июля 1967 года президент Франции генерал де Голль наложил эмбарго на продажу оружия
Израилю. Но, поскольку заказ был оплачен, правительство Израиля оставило за собой право требовать самолеты в обеспечение платежа. В этой ситуации фирма "Дассо" выпустила на рынок
упрощенную модификацию самолета "Мираж" ШЕ, который первоначально был обозначен IIIM-5, а затем "Мираж" 5.
Облет серийных машин происходил на Корсике. Однажды израильские пилоты попросили разрешения установить подвесные топливные баки, что вызвало подозрение у французов, и они
запретили "Миражам" подниматься в воздух. В ожидании окончательного решения проблемы самолеты "Мираж" 5 в начале 1970 года были подготовлены для длительного хранения, а затем
переданы ВВС Франции.
Цена самолета этой модификации должна была составлять около 1 млн. долл. США (по курсу 1966 года), однако после запуска самолета в производство оказалось, что его стоимость
ненамного меньше стоимости "Миража" III. Тем не менее исключение значительной части электронного оборудования снизило эксплуатационные затраты и упростило квалификационные
требования, предъявляемые к техническому и летному персоналу. Это расширило круг покупателей среди государств с небольшим военным бюджетом. Цена самолета по курсу 1984 года
составляла 10 млн. долл. США.
Поставка первых серийных самолетов началась в 1968 году. До 1 января 1977 года, в общей сложности было построено 447 самолетов.
"Мираж" 5 выпускался в модификациях одноместного истребителя-бомбардировщика, разведчика и двухместного учебно-боевого самолета. Самолет "Мираж" 5 конструктивно идентичен
самолету "Мираж" III и оснащен тем же ТРД СНЕКМА "Атар" 9С.
Летно-технические характеристики самолета аналогичны характеристикам самолета "Мираж" IIIE, за исключением длины самолета (15.55 м)
и массы пустого самолета (6600 кг).
На самолете установлены доплеровская навигационная система с РЛС РДН-72 (RDN), радионавигационное оборудование ТАКАН, РЛС
управления огнем "Аида" 2, лазерный дальномер, ИЛС.
Отсутствие сложного радиоэлектронного оборудования позволило увеличить запас топлива в баках-отсеках в фюзеляже.
Вооружение самолета "Мираж" 5 включает две встроенные пушки Дефа-552A калибром 30 мм, бомбы калибром 450 кг (две), одну УР воздух - поверхность AS.30,
две УР воздух-воздух Матра R.550 "Мажик" (вместо УР "Сайдуиндер"), контейнер с НУР (18х68 мм) и т. д. Число
узлов подвески увеличено с пяти до семи. Максимальная масса внешней нагрузки 4000 кг.
Удельная трудоемкость техобслуживания самолета составляет 15 чел.-ч на 1 ч полета, в то время как у F-104 35 чел.-ч и у
F-4 50 чел.-ч.
Самолет находился на вооружении авиации 10 государств, и эти три основные модификации выступают у них под различными обозначениями (как правило, начинающимися с первой
буквы названия страны), хотя и незначительно отличаются друг от друга. Выпущены и эксплуатируются самолеты следующих вариантов:
- "Мираж" 5-AD, 5-RAD и 5-DAD для Абу-Даби
- соответственно истребитель-бомбардировщик, разведчик и двухместный учебно-боевой самолеты;
- "Мираж"5-ВА (облет первого состоялся 6.03.1970года), 5BR и 5ВО - для Бельгии (соответственно 27, 63 и 16 самолетов были
выпущены бельгийскими предприятиями SABCA);
- "Мираж" 5-СОА, 5-COR и 5-COD - для Колумбии;
- "Мираж" 3-D, 5-DE, 5-DR и 5-DD - для Ливии;
- "Мираж" 5Е-для Франции (до этого "Мираж" 5-J предназначался для Израиля, но в связи с эмбарго на поставки оружия Израилю 50
самолетов этой модификации было поставлено французской авиации);
- "Мираж" 5-G и 5-DG - для Габона;
- "Мираж" 5-М и S-DM - для Заира;
- "Мираж" 5-Р (22 самолета) и 5-DF (2 самолета) для Перу;
- "Мираж" 5-РА (28 самолетов) - для Пакистана;
- "Мираж" 5-SDE и S-SDD - для Саудовской Аравии;
- "Мираж" 5-V и S-DV - для Венесуэлы. ВВС Перу проводило программу модернизации
самолетов "Мираж" 5Р, состоящих на вооружении этой страны с 1969 года, при содействии специалистов фирмы Дассо-Бреге. Модификация
первой партии из четырех самолетов завершилась в ноябре 1983 года. 10 самолетов ВВС
было продано Аргентине во время англо-аргентинского конфликта.
Программа модификации самолета включает установку новой навигационно-бомбардировочной системы, в которую входят инерциальная навигационная платформа, ИЛС, лазерный дальномер и
более совершенное радиосвязное оборудование. Основным является автоматизации выполнения атаки с повышением точности стрельбы и уменьшением уязвимости самолетов во время атаки.
Все самолеты ВВС Бельгии, кроме первого были изготовлены по лицензии фирмами Фейри и САБКА, в которой фирма
Дассо имела 50 процентов капитала (SABCA - Siets "
Anonyme Beige de Constructions Aeronautiques), в Госселе. Здесь также произвели ударные "Миражи" 5ВА и "спарки" "Мираж"
5BD. Отделение компании САБКА в Кобельде производило оснащение самолетов БРЭО. Также для этих самолетов была освоена сборка двигателей Атар
фирмами Фейри и SABCA в Бельгии, фирма SABCA, в которой фирма 6 Дассо имела 50 процентов
капитала, должна была осуществлять окончательную сборку самолетов.
В отличие от стандартного варианта "Мираж" 5 самолете индексом 5В оснащался усовершенствованной навигационной системой.
Для выполнения разведки "Мираж" 5BR был оборудован пятью английскими камерами "Винтен" с углом обзора 360 гр., при этом вторая
камера могла быть замена ранорамной камерой "Винтен". Системы постановки помех Лорал "Раппорт" ("Rapport II") была установлены в 1978
году.
ВВС Бельгии наметило также программу модификации самолетов "Мираж" 5, рассчитанную на период с 1987 по 1997 года. Стоимость программы оценивалась в - 20 млрд. бельгийских
франков. Программа модификации предусматривала установку нового американского радиоэлектронного оборудования, ИЛС, навигационного вычислителя.
Конструкция самолета.
"Мираж" 5 внешне отличается от своего прототипа "Мираж" ШЕ только размерами - длиннее на 0.52.
Зато "внутренне" новый самолет имеет три важных отличия. Первое из них заключается в использовании упрощенного электронного оборудования и прежде всего в отсутствии
радиолокатора "Сирано".
Ликвидация радиолокатора и удлинение фюзеляжа позволили разместить все электронное оборудование перед кабиной и освободить отсек, находящийся за кабиной. Там были установлены
дополнительные топливные баки емкостью 500 л (аналогичный бак расположен в отсеке ракетного двигателя), благодаря чему емкость топливной системы возросла на 30%.
Второй характерной чертой самолета "Мираж" 5 является увеличенная боевая нагрузка (до 4000 кг), причем в полетах на большие расстояния самолет может нести в баках на подвесках
дополнительно еще 1000 л топлива. Альтернативный вариант нагрузки - 4700 л топлива в подвесных баках и две ракеты "Сайдуиндер".
Третьим важным отличием является отказ от ракетного ускорителя SEPR. Отсутствие ускорителя привело к некоторому снижению
максимальной скорости, тем не менее "Мираж" 5 без внешних подвесок развивает скорость свыше 2000 км/ч.
Благодаря уменьшению массы конструкции тактический радиус действия самолета (с нагрузкой 900 кг бомб) возрос до 1300 км при ломаном профиле полета (высоко-низковысоко), а
максимальная дальность полета - до 4000 км. Упрощение электронного оборудования позволило значительно снизить трудоемкость обслуживания и подготовки самолета к полету (8.5 чел.-ч
на 1 ч полета). Самолет может эксплуатироваться с наскоро приготовленных аэродромов со слабым покрытием.
Двигательная установка. На всех серийно выпускаемых самолетах "Мираж" 5 используются турбореактивные двигатели "Атар" 9С фирмы СНЕКМА тягой 41.63 кН (4245 кГ) без форсирования и
62.76 кН (6400 кГ) с форсированием.
Вооружение. Стационарное вооружение самолета состоит из двух пушек Дефа (калибр 30 мм) с запасом снарядов по 125 патронов на каждое орудие.
На семи замках наружных подвесок (4 подкрыльных и 3 подфюзеляжных) самолет может транспортировать различное вооружение, в том числе бомбы по 400 и 250 кг, ракеты
AS.30 и "Сайдуиндер" и контейнеры с НУРС калибра 68 мм.