К концу 60-х гг. состоявшие на вооружении бельгийских ВВС Рипаблик F-84
безнадежно устарели и требовали замены. В качестве кандидатов рассматривались
Нортроп F-5, ЛТВ А-7А "Корсар II", Дуглас А-4 "Скайхок", Грумман А-6А "Интрудер",
новые версии "Старфайтера" - F-104H и F-104S, СААБ-35 "Дракен" и "Мираж" 5.
Проведя тщательный анализ всех кандидатов, военные остановили свой выбор на "Мираже".
16 февраля 1968 г. правительство страны заказало 88 самолетов с опционом еще на
18 машин. После долгих политических дебатов и неудавшейся попытки кооперации с
Нидерландами, 25 августа был подписан окончательный контракт на производство 63
тактических истребителей "Мираж" 5 ВА, 27 разведывательных "Мираж" 5BR и 16
учебных "Мираж" 5BD по лицензии. Сборку планировалось локализовать на заводе
SABCA в кооперации с Авийон Фэйри, SONACA и другими субподрядчиками. Бельгийские
"Миражи" отличались от французских "собратьев" некоторым бортовым оборудованием
производства США.
Головные самолеты каждой модификации были выпущены во Франции. Первый "Мираж"
5ВА поднялся в небо 6 марта 1970 г. в Бордо, первая "спарка" - 31 марта, а
головной разведчик – несколько позже, 16 октября. В Бельгию первым попал учебный
"Мираж" 5BD (No.BD-01), он приземлился на авиабазе Флорэнс 29 июня 1970 г. и
поступил в 8-ю эскадрилью 2-го авиакрыла.
В том же году началась и лицензионная сборка самолетов. 8 августа был готов
первый истребитель (No.ВА-02), тремя днями позже – первая "спарка" (No.BD-02).
Учебные самолеты первоначально поступали в 8-ю эскадрилью, начавшую переучивание
на новую технику уже 5 октября. Подготовка осуществлялась при участии восьми
французских летчиков-инструкторов. А первым боевым подразделением, получившим "Миражи"
5, стала 2-я эскадрилья 2-го авиакрыла. За этим последовало комплектование 1-й
эскадрильи. В конце 1970 г. 1-я и 8-я эскадрильи перебазировались в Бьее и "влились"
в состав 3-го авиакрыла. Чуть раньше, в сентябре, первые разведчики получила
42-я эскадрилья во Флорэнсе. По одним источникам, их оборудование
соответствовало французскому варианту "Мираж" III R, в других упоминается о
наличии в его составе английских фотокамер фирмы Винтен. Производство самолетов
было завершено в середине 1973 г. поставкой последнего тактического истребителя
(No.ВА-63) 13 июля.
В конце 1980 г. на бельгийских "Миражах" заменили катапультные кресла
Мартин-Бейкер Мk.4 на новые Mk.10 класса "0-0". Также самолеты оборудовали
встроенной системой РЭП "Rapport II".
В 1988 г. началось перевооружение истребительной авиации ВВС Бельгии на
истребители Дженерал Дайнемикс F-16. Тем не менее, в августе 1989 г.
командование приняло решение о модернизации 15 "Миражей" 5ВА и 5 5BD из состава
8-й эскадрильи по программе MirSIP (MIRage System Improvement Program),
предложенной фирмой SABCA. Предусматривалось продление жизненного цикла
самолетов вкупе с улучшением их характеристик и усилением боевого потенциала,
что позволило бы оставаться им на вооружении до 2005 – 2010 гг. На истребители
устанавливалось ПГО (канарды), система централизованной заправки топливом под
давлением (причем, как внутренних баков, так и подвесных, при их наличии), а
также новое БРЭО: ИНС "Улисс" 92, система следования рельефу местности с
трехмерной картографической базой данных фирмы Сажем, цветная видеозаписываюшая
система Винтен 3150/2767, ИЛС фирмы Ферранти, новые радиосвязное оборудование и
система госопознавания. БРЭО интегрировалось на основе современной шины
стандарта MIL-STD-1533B. Кроме того, существенно перерабатывались энергосистема
переменного тока и кислородная система. Первый переоборудованный "Мираж"
поднялся в небо в декабре 1992 г. Однако, в бельгийские ВВС модифицированные
самолеты так и не поступили. В конце 80-х гг. 1-я и 2-я эскадрильи уже
переходили на F-16, 8-я эскадрилья, в целях сокращения оборонных расходов, в
сентябре 1991 г. была расформирована. В декабре 1993 г. эта же участь постигла и
последнее, вооруженное "Миражами", подразделение – 42-ю эскадрилью. "Лебединой
песней" бельгийских истребителей этого типа можно считать участие 18-ти "Миражей"
5 в первой войне в Персидском заливе в 1991 г. Самолеты были развернуты на
турецкой авиабазе Диакбакыр в период с 3 января по 12 марта и совершали боевое
патрулирование границ Ирака, в ходе чего пилоты выполнили 606 вылетов с налетом
816 часов.
Но труды фирмы SABCA по модернизации "Миражей" даром не пропали. В июле 1994 г.
правительство Чили выразило готовность приобрести 20 модернизированных самолетов
(15 – 5ВА, 5 – 5BD), а в дополнение к ним – 5 машин в изначальной конфигурации
(1 – 5BR и 4 – 5BD) в качестве "складов запчастей". Поставки самолетов были
произведены в период с января по октябрь 1995 г.
В ходе эксплуатации "Миражей" бельгийскими ВВС в летных происшествиях было
потеряно, как минимум, 26 машин, из них вследствие отказов двигателя – не менее
9, из-за потери управляемости – 4. По отзывам пилотов бельгийских "Миражей",
самолет был легок в управлении, малозаметен при полетах на малой высоте.
Наиболее эффективным он был в диапазоне скоростей, соответствовавших М=0,9 – 1,2
и высотах 3 – 4 тысячи метров. А имевшиеся недостатки компенсировались
натренированностью пилотов и прекрасным знанием матчасти. Из слабых сторон
отмечалась недостаточная тяга двигателя при полетах на малых высотах. Интересно,
что для выполнения некоторых заданий на разведчики "Мираж" 5 BR 42-й эскадрильи
подвешивались 2 подкрыльевых топливных бака емкостью по 1900 л и один
подфюзеляжный – 1700 л. Эксплуатационные ограничения, установленные
производителем, в такой конфигурации значительно превышались. Отрыв самолета от
полосы на взлете происходил, чуть ли не у самого ее конца. Такие "упражнения"
выполнялись только на аэродроме во Флоренсе, имевшем самую длинную ВПП из всех
бельгийских военных аэродромов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Mirage 5ВА |
Размах крыла, м |
8.22 |
Длина самолета, м |
15.55 |
Высота самолета, м |
4.50 |
Площадь крыла, м2 |
35.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6600 |
взлетная максимальная |
13500 |
Двигатель |
1 ТРДФ SNECMA Atar 9C-3 |
Максимальная тяга, кН |
|
нефорсированная |
1 х 41.97 |
форсированная |
1 х 60.80 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
2350 |
у земли |
1220 |
Крейсерская скорость, км/ч |
956 |
Практический потолок, м |
|
нормальный |
18000 |
с ракетным ускорителем |
23000 |
Скороподъемность, м/мин |
3700 |
Перегоночная дальность, км |
4000 |
Боевой радиус действия, км |
|
в роли истребителя |
1300 |
в роли истребителя-бомбардировщика |
650 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 30-мм пушки DEFA 552A c 125 патронами на пушку. Боевая нагрузка - 4000 кг на 9 подвесках. 5 подфюзеляжных - 1 ядерная бомба AN-52 (15 килотонн) или 1 УР класса воздух-поверхность АS.30 или 2 УР класса воздух-воздух Matra R530(550) Magic или 4х 250(125) кг бомбы или 9 бомб типа Durandal или 1 Matra BLG400 бомба с лазерным наведением или контейнер ECM с разведывательным оборудованием На 4 подвесках под крыльями: 4х 250(125) кг бомбы или 2х 400 кг бомбы или 3 бомбы типа Durandal или 1 ПУ 6х100-мм или 18х68-мм НУР или 1 контейнер СЕМ1 или 1 контейнер Dassault CC420 c 30-мм пушкой DEFA На концевых подвесках - по одной УР Matra R550 Magic или 1 ПУ 6х68-мм НУР. Также возможна подвеска вместо ПТБ системы JL-100, являющейся комбинацией ПТБ и ПУ ракет. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|