Уголок неба ¦ Dassault, SABCA Mirage 5BA

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   Mirage 5BA
       
Разработчик: Dassault, SABCA
Страна: Франция, Бельгия
Первый полет: 1970
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


К концу 60-х гг. состоявшие на вооружении бельгийских ВВС Рипаблик F-84 безнадежно устарели и требовали замены. В качестве кандидатов рассматривались Нортроп F-5, ЛТВ А-7А "Корсар II", Дуглас А-4 "Скайхок", Грумман А-6А "Интрудер", новые версии "Старфайтера" - F-104H и F-104S, СААБ-35 "Дракен" и "Мираж" 5. Проведя тщательный анализ всех кандидатов, военные остановили свой выбор на "Мираже". 16 февраля 1968 г. правительство страны заказало 88 самолетов с опционом еще на 18 машин. После долгих политических дебатов и неудавшейся попытки кооперации с Нидерландами, 25 августа был подписан окончательный контракт на производство 63 тактических истребителей "Мираж" 5 ВА, 27 разведывательных "Мираж" 5BR и 16 учебных "Мираж" 5BD по лицензии. Сборку планировалось локализовать на заводе SABCA в кооперации с Авийон Фэйри, SONACA и другими субподрядчиками. Бельгийские "Миражи" отличались от французских "собратьев" некоторым бортовым оборудованием производства США.

Головные самолеты каждой модификации были выпущены во Франции. Первый "Мираж" 5ВА поднялся в небо 6 марта 1970 г. в Бордо, первая "спарка" - 31 марта, а головной разведчик – несколько позже, 16 октября. В Бельгию первым попал учебный "Мираж" 5BD (No.BD-01), он приземлился на авиабазе Флорэнс 29 июня 1970 г. и поступил в 8-ю эскадрилью 2-го авиакрыла.

В том же году началась и лицензионная сборка самолетов. 8 августа был готов первый истребитель (No.ВА-02), тремя днями позже – первая "спарка" (No.BD-02). Учебные самолеты первоначально поступали в 8-ю эскадрилью, начавшую переучивание на новую технику уже 5 октября. Подготовка осуществлялась при участии восьми французских летчиков-инструкторов. А первым боевым подразделением, получившим "Миражи" 5, стала 2-я эскадрилья 2-го авиакрыла. За этим последовало комплектование 1-й эскадрильи. В конце 1970 г. 1-я и 8-я эскадрильи перебазировались в Бьее и "влились" в состав 3-го авиакрыла. Чуть раньше, в сентябре, первые разведчики получила 42-я эскадрилья во Флорэнсе. По одним источникам, их оборудование соответствовало французскому варианту "Мираж" III R, в других упоминается о наличии в его составе английских фотокамер фирмы Винтен. Производство самолетов было завершено в середине 1973 г. поставкой последнего тактического истребителя (No.ВА-63) 13 июля.

В конце 1980 г. на бельгийских "Миражах" заменили катапультные кресла Мартин-Бейкер Мk.4 на новые Mk.10 класса "0-0". Также самолеты оборудовали встроенной системой РЭП "Rapport II".

В 1988 г. началось перевооружение истребительной авиации ВВС Бельгии на истребители Дженерал Дайнемикс F-16. Тем не менее, в августе 1989 г. командование приняло решение о модернизации 15 "Миражей" 5ВА и 5 5BD из состава 8-й эскадрильи по программе MirSIP (MIRage System Improvement Program), предложенной фирмой SABCA. Предусматривалось продление жизненного цикла самолетов вкупе с улучшением их характеристик и усилением боевого потенциала, что позволило бы оставаться им на вооружении до 2005 – 2010 гг. На истребители устанавливалось ПГО (канарды), система централизованной заправки топливом под давлением (причем, как внутренних баков, так и подвесных, при их наличии), а также новое БРЭО: ИНС "Улисс" 92, система следования рельефу местности с трехмерной картографической базой данных фирмы Сажем, цветная видеозаписываюшая система Винтен 3150/2767, ИЛС фирмы Ферранти, новые радиосвязное оборудование и система госопознавания. БРЭО интегрировалось на основе современной шины стандарта MIL-STD-1533B. Кроме того, существенно перерабатывались энергосистема переменного тока и кислородная система. Первый переоборудованный "Мираж" поднялся в небо в декабре 1992 г. Однако, в бельгийские ВВС модифицированные самолеты так и не поступили. В конце 80-х гг. 1-я и 2-я эскадрильи уже переходили на F-16, 8-я эскадрилья, в целях сокращения оборонных расходов, в сентябре 1991 г. была расформирована. В декабре 1993 г. эта же участь постигла и последнее, вооруженное "Миражами", подразделение – 42-ю эскадрилью. "Лебединой песней" бельгийских истребителей этого типа можно считать участие 18-ти "Миражей" 5 в первой войне в Персидском заливе в 1991 г. Самолеты были развернуты на турецкой авиабазе Диакбакыр в период с 3 января по 12 марта и совершали боевое патрулирование границ Ирака, в ходе чего пилоты выполнили 606 вылетов с налетом 816 часов.

Но труды фирмы SABCA по модернизации "Миражей" даром не пропали. В июле 1994 г. правительство Чили выразило готовность приобрести 20 модернизированных самолетов (15 – 5ВА, 5 – 5BD), а в дополнение к ним – 5 машин в изначальной конфигурации (1 – 5BR и 4 – 5BD) в качестве "складов запчастей". Поставки самолетов были произведены в период с января по октябрь 1995 г.

В ходе эксплуатации "Миражей" бельгийскими ВВС в летных происшествиях было потеряно, как минимум, 26 машин, из них вследствие отказов двигателя – не менее 9, из-за потери управляемости – 4. По отзывам пилотов бельгийских "Миражей", самолет был легок в управлении, малозаметен при полетах на малой высоте. Наиболее эффективным он был в диапазоне скоростей, соответствовавших М=0,9 – 1,2 и высотах 3 – 4 тысячи метров. А имевшиеся недостатки компенсировались натренированностью пилотов и прекрасным знанием матчасти. Из слабых сторон отмечалась недостаточная тяга двигателя при полетах на малых высотах. Интересно, что для выполнения некоторых заданий на разведчики "Мираж" 5 BR 42-й эскадрильи подвешивались 2 подкрыльевых топливных бака емкостью по 1900 л и один подфюзеляжный – 1700 л. Эксплуатационные ограничения, установленные производителем, в такой конфигурации значительно превышались. Отрыв самолета от полосы на взлете происходил, чуть ли не у самого ее конца. Такие "упражнения" выполнялись только на аэродроме во Флоренсе, имевшем самую длинную ВПП из всех бельгийских военных аэродромов.




 ЛТХ:
Модификация   Mirage 5ВА
Размах крыла, м   8.22
Длина самолета, м   15.55
Высота самолета, м   4.50
Площадь крыла, м2   35.00
Масса, кг  
  пустого самолета   6600
  взлетная максимальная   13500
Двигатель   1 ТРДФ SNECMA Atar 9C-3
Максимальная тяга, кН  
нефорсированная   1 х 41.97
форсированная   1 х 60.80
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   2350
  у земли   1220
Крейсерская скорость, км/ч   956
Практический потолок, м  
  нормальный   18000
  с ракетным ускорителем   23000
Скороподъемность, м/мин   3700
Перегоночная дальность, км   4000
Боевой радиус действия, км  
  в роли истребителя   1300
  в роли истребителя-бомбардировщика   650
Экипаж, чел   1
Вооружение:  две 30-мм пушки DEFA 552A c 125 патронами на пушку.
 Боевая нагрузка - 4000 кг на 9 подвесках.
 5 подфюзеляжных -
 1 ядерная бомба AN-52 (15 килотонн) или
 1 УР класса воздух-поверхность АS.30 или
 2 УР класса воздух-воздух Matra R530(550) Magic или
 4х 250(125) кг бомбы или
 9 бомб типа Durandal или
 1 Matra BLG400 бомба с лазерным наведением или
 контейнер ECM с разведывательным оборудованием
 На 4 подвесках под крыльями:
 4х 250(125) кг бомбы или
 2х 400 кг бомбы или
 3 бомбы типа Durandal или
 1 ПУ 6х100-мм или 18х68-мм НУР или
 1 контейнер СЕМ1 или
 1 контейнер Dassault CC420 c 30-мм пушкой DEFA
 На концевых подвесках -
 по одной УР Matra R550 Magic или
 1 ПУ 6х68-мм НУР.
 Также возможна подвеска вместо ПТБ системы JL-100, являющейся комбинацией ПТБ и ПУ ракет.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Mirage 5BA (c) Lieuwe Hofstra
 Mirage 5BA (c) belgian-wings.be
 Mirage 5BA (c) belgian-wings.be
 Mirage 5BA (c) belgian-wings.be
 Mirage 5BA (c) belgian-wings.be
 Двухместный Mirage 5BD (c) Lieuwe Hofstra
 Кабина пилота Mirage 5BA (c) Jos Schoofs

  Варианты окраски:

 Mirage 5BA (c) Koen Leuvering

 



 

Список источников:

Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database
Belgian-wings.be. Dassault Mirage 5BA


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: