В целях повышения боевого потенциала самолета Sea Harrier специалисты "British
Aerospace" внесли ряд изменений в конструкцию машины - в результате появился
Sea Harrier FA.Mk.2, один из лучших истребителей корабельного базирования.
В январе 1985 года "British Aerospace" получила контракт на модернизацию Sea
Harrier, в рамках которого намечалось переоборудовать два самолета Sea Harrier
FRS.Mk 1 по стандарту FRS.Mk 2 (затем FA.Mk 2). Изначально в 1984 году было
объявлено, что Министерство обороны намерено выдать 200 млн фунтов стерлингов
компаниям "ВАе" и "Ferranti" на модернизацию всего парка Sea Harrier, но уже в
1985 году количество модернизируемых машин было сокращено до 30.
F/A. Mk 2 внешне отличается от FRS. Mk 1 менее заостренным носовым обтекателем антенны, более длинной задней частью фюзеляжа, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными
предкрылками.
Модернизация предусматривала установку импульсно-доплеровской РЛС Blue Vixen,
объединенной системы распределения тактической информации, усовершенствованной
системы предупреждения о радиолокационном облучении и обеспечение возможности
применения УР AIM-120 AMRAAM. Вначале "ВАе" предлагала также обеспечить
возможность подвески УР Sidewinder на законцовках крыла, но затем это и ряд
других усовершенствований были исключены из проекта, но аэродинамический гребень
и увеличенные предкрылки оставили. Первый из переоборудованных самолетов (ZA195)
поднялся в воздух 19 сентября 1988 года, а 8 марта 1989 года за ним последовала
вторая машина (XZ439). На самолете оборудовали дополнительный отсек для БРЭО и
перепроектировали носовую часть - из-за установки РЛС Blue Vixen носовой
обтекатель стал менее заостренным, но в целом новый FRS.Mk 2 оказался на 0,61 м
короче предшественника - за счет того, что убрали носовую штангу ПВД. Размах
крыла остался прежним, но подкрыльевые узлы подвески переделали - на
модернизированной машине можно было теперь подвешивать пару 864-литровых ПТБ, а
также по одной УР Hughes AIM-120 AMRAAM (или ВАе ALARM) на внешних пилонах.
Всего на самолет были установлены пять систем подвески вооружения, реализованных
на основе многоцелевых авиационных пусковых установок LAU-106A и LAU-7.
При выполнении ударных миссий самолет может нести ПКР Sea Eagle (дальность - более 50 миль,
скорость - 0.3 км в секунду) и противорадарными
ракетами ALARM.
Электронное оборудование включает систему
оповещения о РЛ облучении Sky Guardian 200 от Marconi Electronic
Systems, системой постановки помех - AN/ALE-40 , систему
коммуникации- AD120 VHF Marconi Electronic Systems и AN/ARC-164,
систему опознавания "свой-чужой" AN/APX-100 MK12
или PTR 446 IFF, систему тактической авианавигации
AD 2770 Tacan Marconi Electronic Systems и MADGE Microwave Airborne Digital
Guidance Equipment от Thomson Thorn. Для наблюдения
используется камера F.95 установленная в носовой
части.
В состав приборного оборудования кабины FA.Mk 2 включили новые
многофункциональные дисплеи на электронно-лучевых трубках, а органы управления
самолетом скомпонованы по принципу HOTAS, что позволяет пилотировать самолет, не
снимая рук с ручки управления и РУД. FA.Mk 2 получил более мощные двигатели
Pegasus Mk 106 - так называемый, "оморяченный" вариант двигателя Mk 105,
установленного на AV-8B, без применения магния в его конструкции. 7 декабря 1988
года был выдан контракт на переоборудование 31 самолета FRS.Mk 1 по стандарту Мк
2, а 6 марта 1990 года был выдан контракт на постройку 10 новых FA.Mk 2. В
январе 1994 года был подписан новый контракт на 18 новых FA.Mk 2 и
переоборудование еще пяти FRS. Mk 1. Переоборудование самолетов выполнялось в
Дансфолде и Броу - окончательная сборка модернизированных машин выполнялась в
Дансфолде.
Морские испытания модернизированного истребителя проводились на борту авианосца
"Арк Ройял" в ноябре 1990 года и подтвердили все расчетные данные и возможность
безопасного взлета с носового трамплина с углом схода 12°. В испытаниях
участвовали два предсерийных самолета, но РЛС имелась только на одном из них.
Для более эффективной подготовки летчиков был создан двухместный вариант T.Mk 8N
- в 1996 году четыре такие машины поступили на смену Harrier T.Mk 4N. Машина
имела почти полный набор БРЭО варианта FA.Mk 2, за исключением РЛС.
Основной УР класса "воздух-воздух" для Sea Harrier FA.Mk 2 стала the Hughes
AIM-120, а новая РЛС Blue Vixen (модель "А") проходила испытания на самолетах
ВАС 1 - 11 и ВАе 125 до августа 1988 года. Еще один ВАе 125 был оборудован
полным комплектом приборного оборудования самолета FA.Mk 2 - устанавливался на
правом месте, а в 1989 году на нем установили для испытаний РЛС Blue Vixen
(модель "В"). В ходе испытаний УР AIM-120 были выполнены 10 пусков, в качестве
целей использовались беспилотные мишени MQM-107 и QF-106. Испытания едва не были
сорваны, когда 5 января 1994 года во время аварии был потерян один из двух
оснащенных новой РЛС самолетов.
В июне 1993 года в Боскомб-Дауне сформировали первое, опытное, подразделение, а
на базе 899-й эскадрильи авиации ВМС создали группу для проведения оценочных
испытаний Sea Harrier FA.Mk 2 - четыре ее самолета совершили поход на борту
авианосца "Инвинсибл" в 1994 году. В январе 1995 года 801-я эскадрилья ушла на
авианосце "Илластриес" на первую полноценную боевую службу. Самолеты поступили
также в 800-ю эскадрилью, принявшую затем участие в операции против Югославии. В
целом было признано, что самолет хорошо зарекомендовал себя во время операций "Deny
Flight" и "Allied Force", но одна машина была потеряна от огня с земли 16 апреля
1994 года. Пилот спасся.
Со временем выяснилось, что Sea Harrier FA.Mk 2 не был идеален для эксплуатации
в суровых морских условиях, да и ВМС вскоре стали делать упор в применении
корабельной авиации не на завоевании превосходства в воздухе, а на решении
ударных задач. В итоге Sea Harrier уступил место Harrier II, последняя машина
покинула службу в марте 2006 года.