СМ-12ПМУ - истребитель-перехватчик с двигателями РЗМ-26, РЛС ЦД-30, аппаратурой
наведения "Лазурь", ускорителем У-19М и ракетами К-5МС (РС-2УС).
Постановлением Совета Министров от 16 апреля 1958 г. и приказом ГКАТ от 24
апреля 1958 г. предусматривалась постройка на заводе №21 трех самолетов
СМ-12П с системой вооружения К-51 в составе комплекса СМ-12-51 и
предъявление комплекса на совместные испытания в сентябре 1958 г. 21 июля
1958 г. второй самолет из состава комплекса перехвата СМ-12-51 - СМ-12ПМУ
№66210102 - перелетел на аэродром ОКБ-155 с завода №21.
Самолет СМ-12ПМУ имел следующие отличия от МиГ-19С:
-
вооружение состояло из двух ракет К-5МС, подвешенных на
пусковых установках АПУ-4 под крылом;
-
установлен оптический прицел ПКИ-1;
-
в связи с установкой РЛС ЦД-30 был доработан входной
диффузор с передними кромками малого радиуса закругления;
-
доработан фюзеляж, в связи с установкой ускорителя У-19М
и двигателей РЗМ-26;
-
доработана воздушная система;
-
установлены колеса основных стоек шасси КТ-61 и носовое -
КТ-87.
Комбинированная силовая
установка СМ-12ПМУ состояла из двух маршевых двигателей РЗМ-26 с
тягой на форсаже по 3800 кг и одного ускорителя У-19Д с ЖРД РУ-013 с
тягой 4000 кг. Ракетный ускоритель, размещался под фюзеляжем самолета по
аналогии с изделиями СМ-50, СМ-51П и СМ-52П. Кроме ЖРД в контейнере
размещались баки с самовоспламеняющимся топливом и окислителем.
Ракетное вооружение
осталось практически прежним (две ракеты РС-2-У), но несколько
изменились форма и место расположения пусковых устройств. Кроме того, на
самолете смонтировали опытный образец аппаратуры наведения «Лазурь»,
обеспечивавшей прием и отображение на индикаторах
пилотажно-навигационных приборов в кабине летчика команд управления,
передаваемых с наземных пунктов наведения. На этом же самолете
отрабатывался ответчик на дециметровых волнах СОД-57М и новый
радиовысотомер РВ-У, предназначенный для определения истинной высоты
полета над земной поверхностью до 800 м.
Опытный
истребитель-перехватчик СМ-12ПМУ являлся частью комплекса перехвата
воздушных целей СМ-12-51. Комплекс предназначался перехвата и поражения
бомбардировщиков противника в простых и сложных метеорологических
условиях. Он состоял из собственно самолета, СУВ с УР К-5М и наземной
станции наведения «Воздух-1».
Переоборудование третьего самолета - СМ-12ПМУ №66210103 - закончено в июле,
а четвертого - СМ-12ПМУ №66210104 - в августе 1958 года. Самолеты также были
оборудованы ускорителями многоразового действия - самолет №103 с ЖРД
конструкции Севрука, а самолет №104 с ЖРД конструкции Душкина. До середины
сентября самолеты проходили заводские испытания на летной станции завода
№155.
В сентябре-октябре самолеты прошли заводские летно-огневые испытания на
полигоне ГК НИИ ВВС. За этот период выполнено: на самолете СМ-12ПМУ №103 - 7
полетов, в том числе 4 полета с пусками ракет К-5МС; на самолете СМ-12ПМУ
№104 - 6 полетов, в том числе 3 полета с пусками ракет К-5МС. Кроме того, в
сентябре на заводе №21 был построен пятый самолет комплекса перехвата
СМ-12-51 - СМ-12ПМУ №66210105.
20 декабря 1958 г. комплекс перехвата СМ-12-51 был предъявлен на совместные
государственные испытания. В 1959 г. проходили совместные госиспытания по
перехвату имитированных и реальных целей, отрабатывались система наведения и
РЛС ЦД-30, в том числе на вертикальном маневре. В процессе испытаний пуски
производились как с выносных (штатных), так и с универсальных балок,
установленных на месте ПТБ. На самолетах производились также пуски ракет,
как с автоматическим отключением форсажа двигателей при сходе снаряда, так и
без него. Целью испытаний было определение влияния схода двух ракет К-5МС
при залповой стрельбе на работу двигателей РЗМ-26, испытание системы
вооружения К-51 в режиме закрепленного луча станции ЦД-30 и определение
влияния схода ракет на динамику полета самолета. Воздухозаборник в процессе
испытаний был оборудован тонкой острой кромкой.
На испытаниях машина достигла той же скорости, что и СМ-12ПМ - 1720 км/ч
(М=1,69), а динамический потолок соответствовал СМ-50 (24.000 м).
Неэффективность перехвата
высотных целей из-за кратковременного пребывания истребителя на больших
высотах, малая эффективность ракет РС-2-У и отсутствие пушечного
вооружения, точных систем наведения и предпочтение руководства страны
отдаваемое зенитно-ракетным комплексам С-25 и С-75, а так же в связи с принятием на вооружение комплекса перехвата Т-3-51 ОКБ
П.О. Сухого привело к закрытию работ по теме.