Последним вариантом Су-17, внедренным в серийное производство, стал С-54. Разработка его велась в ОКБ Сухого с марта
1977-го. Первая опытная машина появилась на аэродроме в 1980-м и в этом же
году три опытных самолета предъявили на госиспытания, успешно завершенные
в ноябре 1982-го. Бригадой специалистов по испытанию С-54 руководил
ведущий инженер НИИ ВВС С.В.Назаренко. Ведущий инженер от ОКБ
Г.С.Кузнецов.
На самолете установили катапультное кресло К-36ДМ. С учетом основного назначения машины - атака наземных целей, отказались
от регулируемого воздухозаборника, зафиксировав конус в оптимальном положении
для трансзвукового низковысотного полета. Максимальную скорость на высоте
ограничили значением, соответствующим числу М=1,75. На самолете установили
современную рацию Р-862. Внешне С-54 отличался от Су-17М3 небольшим воздухозаборником на гаргроте перед килем, но по "начинке" это была совершенно
другая машина. На Су-17М3 совместная работа различных бортовых систем
обеспечивалась летчиком. В ходе испытаний самолета с прицелом АСП-17Б с
аналого-цифровым вычислителем выявилась необходимость включения в состав
бортового комплекса БЦВМ. Для С-54 разработали ПНК-54 на основе БЦВМ
"Орбита-20-22", САУ-22М2, СУО-54. Применение управляемого оружия с полуактивным
лазерным наведением обеспечивалось лазерным дальномером-целеуказателем "Клен-ПС",
а с телевизионными - телеиндикатором ИТ-23М. На С-54 при пуске УР накладывание
центральной метки прицела на цель производилось кнюппелем, а не маневрированием
самолета, как на Су-17М3, у которого метка перемещалась кнюппелем после схода
ракеты с направляющей.
В состав вооружения входили ракеты Х-25МЛ, а
корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр, требующие больших углов прокачки лазерного
луча подсвета цели из-за значительного отставания бомбы от самолета в момент
падения, заменялись КАБ-500Т с телевизионной ГСН. Отсутствие автоматического
сопровождения цели требовало такого выбора динамических характеристик контура
цель - летчик-оператор - станция "Клен-ПС", чтобы при ручной коррекции линии
визирования "Клена-ПС" обеспечивалась необходимая точность наведения X-25МЛ. Эту
задачу блестяще решили, и Х-25МЛ не потеряла своей эффективности. Вошла в состав
вооружения самолета и ракета Х-29Т. Госиспытания успешно завершились в ноябре
1982-го, под обозначением Су-17М4 самолет приняли на вооружение в сентябре
1983-го. Этим же приказом принимался на вооружение Су-17УМ3.
В январе 1983-го группе работников ММЗ
им.П.О.Сухого вручили государственные награды в связи с принятием на вооружение
Су-17УМ3 и Су-17УМ4. А в феврале от обязанностей главного конструктора Су-17М4
освободили Н.Г.Зырина. Все дальнейшие работы по машине проводились под
руководством главного конструктора А.А.Слезева. Использование БЦВМ в составе
бортового комплекса Су-17М4 позволило решить еще одну актуальную проблему
фронтовой авиации: атакующие самолеты часто входили в зону поражения собственных
боеприпасов, имели место и столкновения с землей из-за несвоевременного выхода
из пикирования, особенно ведомых.
После принятия самолета на вооружение на нем
отработали систему "Увод". Система строилась по принципу прогнозирования опасной
зоны и выбора оптимального времени отворота с учетом маневренных возможностей
самолета и зоны эффективного применения оружия. Если пилот не реагировал на
соответствующую индикацию, система автоматически выводила самолет из опасной
зоны.
Служили Су-17 различных модификаций и в государствах, образовавшихся на
постсоветском пространстве, до середины 1990-х. В условиях высоких температур и горно-пустынной
местности, несмотря на не всегда высокое качество топлива и боевые повреждения,
не вызывала нареканий работа двигателя АЛ-21Ф-3, отработанного к тому времени.
Не взрывались при попадании пуль и осколков топливные баки с полиуретановой
губкой, а после установки в уязвимых местах снизу фюзеляжа бронеплит сократились
потери машин от поражения коробки приводов, генератора, топливного насоса и
элементов гидросистемы. Установленная в ходе войны система АСО-2В с тепловыми
ловушками позволяла во многих случаях успешно решать задачи в условиях
использования противником ПЗРК. В Афганистане Су-17М3Р и Су-17М4Р активно
использовались не только для контроля результатов бомбо-штурмовых ударов, но и
разведки противника при помощи подвесных контейнеров с фото, радиотехнической,
ИК и телевизионной аппаратурой. Больше всех в Афганистане пришлось повоевать
Су-17М3. В разгар войны в 1985-м Су-17М3 по надежности опережали штурмовики и
боевые вертолеты. Имея наработку на отказ 145 ч, они более чем на 11 ч превышали
этот показатель по ВВС 40-й армии.
Для решения разведывательных задач часть самолетов, получивших обозначение Су-17М4-Р (Су-17М3-Р), была оборудована подвесными контейнерами ККР-1/54 для ведения комплексной разведки
(радиотехнической, фото-, ИК- и телевизионной). Контейнер содержал в себе АФА плановой, панорамной и перспективной съемки, РЛС бокового обзора, ИК-систему и осветительные патроны для съемки в
ночных условиях. Кроме того, при ведении разведки эти самолеты дополнительно оснащались контейнерами со станциями активных помех.
Серийное производство Су-17 продолжалось 20 лет.
За это время завод в Комсомольске-на-Амуре изготовил 2820 машин различных
модификаций, что свидетельствует о правильности направления, выбранного
П.О.Сухим весной 1965-го. Свыше тысячи машин служили, а многие из них служат и
сейчас в ВВС различных стран.
Модификации
: |
|
|
Су-17М4 (С-54) |
последняя серийная модификация. Отличался новым цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54, нерегулируемым воздухозаборником и дополнительным
воздухозаборником перед килем для охлаждения БРЭО. Разрабатывался с марта 1977 года. Выпускался в 1978-1990 годах.
|
Су-17М4Н (С-54Н, С-56, Су-17М6) |
самолёт с неподвижным крылом (проект). Отличался двигателем АЛ-31Ф и обновлённым составом БРЭО. Разрабатывался в начале 80-х годов.
|
Су-17М4Р (С-54Р) |
разведчик на базе Су-17М4. Оснащался контейнером ККР-1/Т или ККР-1/2.
|
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Су-17М4 |
Размах крыла, м |
|
при мин. стреловидности |
13.68 |
при макс. стреловидности |
10.02 |
Длина самолета, м |
19.02 |
Высота самолета, м |
4.97 |
Площадь крыла, м2 |
|
при мин. стреловидности |
38.49 |
при макс. стреловидности |
34.45 |
Масса, кг |
|
пустого |
12161 |
нормальная взлетная |
16400 |
максимальная взлетная |
19630 |
топливо (внутреннее) |
3770 |
топливо (ПТБ) |
2875 |
Двигатели |
1 ТРДФ АЛ-21Ф-3 |
Тяга, кгс |
|
максимальная |
1 х 7800 |
на форсаже |
1 х 11200 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
1400 |
на высоте |
1860 (М=1.75) |
Практическая дальность, км |
|
без ПТБ |
1520 |
с ПТБ |
2550 |
Практический потолок, м |
14000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 30-мм пушки НР-30 (боекомплект - 80 снарядов на пушку) боевая нагрузка - 4070 кг на 12 узлах подвески
УР воздух-воздух Р-60 УР воздух-земля Х-28, Х-27ПС, Х-25МЛ, Х-58У, Х-29Т
свободнопадающие бомбы до 500 кг, УАБ КАБ-500Кр и КАБ-500Т ПУ НАР УБ-32-57, УБ-16-57УМ, Б-8М-1, АПУ-68У, С-25
пушечный контейнер УПК-23-250 контейнеры КМГУ-1 и КМГУ-2, баки с зажигательной смесью ЗБ-500 и ЗБ-500Ш. |
Доп. информация : |
|
|
Список источников: |
|
|
Яуза. Виктор Марковский,
Игорь Приходченко. Су-17 в бою
АвиаКоллекция 2017-09.
Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17
Экспринт. Виктор Марковский,
Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17
Эксмо. Виктор Марковский,
Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17. Убийца "духов"
Крылья Родины 2000-01.
Николай Сойко. Полет сквозь годы
Авиация и Время 2014-06.
Александ Чечин, Николай Околелов. Самолет эпохи застоя
Авиация и Космонавтика
1996-03. Владимир Ильин. Хорошие самолеты обязательно красивы
Авиация и Космонавтика
2011-05-12. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17
Авиация и Космонавтика
2012-01,04-08. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17
Авиация и Космонавтика
2013-01-02. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17
М-Хобби 2003-03-04. Виктор
Марковский. Афганские "стрижи"
Роман Астахов. Русская Сила.
Истребитель-бомбардировщик Су-17
Aerofax. Yefim Gordon. Sukhoi Su-7/-17/-20/-22
Midland. V.Antonov, Y.Gordon, N.Gordyukov, V.Yakovlev, V.Zenkin, L.Carruth, J.Miller.
OKB Sukhoi |
Уголок неба. 2020
|