Уголок неба ¦ Сухой Су-17МК

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   Су-17МК
       
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1972
Тип: Истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В октябре 1972 г., с завода в Комсомольске-на Амуре на летно-испытательную и доводочную базу ОКБ Сухого в Жуковском один за другим были доставлены два новых опытных самолета.

5 октября из Ан-12 выгрузили и начали собирать первый из них. Самолет прибыл разобранным на отдельные агрегаты, но по фюзеляжу местный люд довольно быстро опознал в нем очередной опытный Су-17М (С-32М) – истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. К этому времени опытные экземпляры таких машин уже видели здесь, а один из них – третий опытный образец с серийным номером 53-01 – в числе прочих самолетов стоял здесь же, в ангаре ОКБ. Удивляло только то, что в отличие от предшественников на агрегатах новинки были шильдики с непонятным серийным номером – 95-00.

Но главное изумление было еще впереди: когда очередь дошла до крыла, то к фюзеляжу этой машины почему-то пристыковали консоли от обычного Су-7БМК. Разве что на каждой было не по два, а по три узла подвески вооружения: дополнительный третий конструктивно был выполнен аналогично Су-17М – в корневой части крыла, на вынесенном вперед пилоне. В остальном же это было обычное стреловидное крыло Су-7Б, не отягощенное узлами главного шарнира и поворотными частями консолей.

Самолет собрали и поставили в ряд ко всем прочим опытным машинам на отработку систем. Спустя некоторое время стало известно, что Су-17МК  – именно такое название было написано на книгах эксплуатационной документации, что поступили вместе с ним на ЛИиДБ – предназначен на экспорт. Старожилы ОКБ, знакомые с порядком работ по экспортным машинам, здраво рассудили и объяснили остальным, что так, собственно, и должно быть: зарубежным заказчикам обычно поставляют машины в «упрощенной» комплектации. Поэтому, мол, и здесь принято аналогичное решение: Су-17М с крылом изменяемой стреловидности, пойдет для наших ВВС, а на экспорт – машина попроще, с крылом от Су-7Б...

Не прошло и месяца, как 30 октября 1972 г. в Жуковский снова прибыл из Комсомольска-на-Амуре Ан-12. Из него выгрузили по частям вторую экспортную машину. В отличие от первой, у нее почему-то было уже другое «рабочее» обозначение – С-32МКИ. Но главное удивление вызвало другое: второй самолет имел уже стандартное для Су-17 крыло изменяемой стреловидности, т.е. по конструкции он ничем не отличался от истребителя-бомбардировщика, предназначенного для советских ВВС...

Интрига длилась недолго. Вскоре стало известно, что инозаказчик отказался от нашего предложения по Су-17МК, и затребовал себе машину, оснащенную крылом с изменяемой стреловидностью.

Так, практически не успев начаться, закончилась история Су-17МК, представлявшего собой, по сути, «Су-7БМК образца 1972 г.» – с заменой устаревшего и «прожорливого» двигателя АЛ-7Ф-1 на более современный АЛ-21Ф-3.

Су-17МК №95-00 так и остался в единственном опытном экземпляре, и после короткой программы заводских испытаний (первый вылет на нем выполнил 5 февраля 1973 г. летчик-испытатель ОКБ Владимир Кречетов) он в дальнейшем так и простоял на ЛИС ОКБ практически без движения вплоть до начала 1976-го, когда после «демилитаризации» по согласованию с ВВС был передан в один из пионерских лагерей в Тульской области.

А визави оказавшегося невостребованным Су-17МК, истребитель-бомбардировщик с заводским обозначением С-32МКИ с крылом изменяемой стреловидности, который вскоре получил официальное название Су-20, был запущен в серию.

С 1973 по 1975 г. в Комсомольске-на-Амуре выпустили 140 таких самолетов, поставлявшихся на экспорт в Сирию, Египет, Ирак и Польшу.

Интересно отметить, что по составу оборудования и вооружения обе машины были абсолютно идентичны, а по расчетным летным характеристикам, как это ни удивительно, Су-17МК проигрывал своему сопернику Су-20 совсем немного.





 ЛТХ:
Модификация   Су-20
Размах крыла, м  
  при мин. стреловидности   13.68
  при макс. стреловидности   10.025
Длина самолета, м   18.10
Высота самолета, м   4.96
Площадь крыла, м2  
  при мин. стреловидности   38.49
  при макс. стреловидности   34.45
Масса, кг  
  пустого   9950
  максимальная взлётная   16270
  топлива   2790
Двигатели   1 ТРД АЛ-21Ф-3
Тяга, кгс  
  максимальная   1 х 7800
  на форсаже   1 х 11200
Максимальная скорость, км/ч  
  у земли   1350
  на высоте   1930
Практическая дальность, км   2200
Потолок высоты, м   17600
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 30-мм пушки НР-30, боекомплект - 300 снарядов (на каждую пушку)
  Боевая нагрузка - 3000 кг на 8 узлах подвески
  до 2-4 УР воздух-воздух Р-60, Р-3С
  НУР С-3К, С-5,С-8, С-24;
  Бомбы свободного падения калибром до 500 кг; Кассетные бомбы; баки с зажигательной смесью; подвесные пушечные установки.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Су-17МК
 Су-17МК с выкладкой вооружения
 Су-17МК с выкладкой вооружения
 С-32МКИ
 С-32МКИ
 С-32МКИ
 С-32МКИ

 



 

Список источников:

Взлет 2022-09-10. Павел Плунский. Су-17МК. О короткой истории малоизвестного «гибрида» Су-17М и Су-7Б
Яуза. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17 : Убийца духов
Aerofax. Efim Gordon. Sukhoi Su-7/-17/-20/-22


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: