Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное
объединение (КнААПО) в настоящее время
выпускает экспортный вариант Су-27СК,
который уже зарекомендовал себя в
качестве эффективной системы вооружения,
отвечающей требованиям потенциальных
заказчиков. Он создан на базе
разработанного в ОКБ «Сухой» истребителя
Су-27, одного из лучших в своем классе,
лидера по экспортным поставкам среди
российских боевых самолетов.
Су-27СК представляет собой истребитель
завоевания превосходства в воздухе и
предназначен для борьбы как с
существующими так и перспективными
образцами техники противника. Он решает
задачи патрулирования и воздушной
обороны охраняемой территории,
сопровождения ударных самолетов в рейдах
большой дальности, уничтожения наземных
целей неуправляемым ракетно-бомбовым
оружием класса «воздух-земля».
Самолет скомпонован по интегральной
схеме, позволяющей достигать высоких
значении аэродинамического качества и
коэффициента подъемной силы, увеличить
внутренние запасы топлива без применения
подвесных топливных баков.
При разработке планера истребителя
основное внимание уделялось высокой
прочности при малом весе, большому
ресурсу, ремонтопригодности и
обеспечению технологичности . В
конструкции самолета широко
используются как традиционные
алюминиевые сплавы, так и высокопрочные
стали и титан.
Силовая установка Су-27СК включает два
двухконтурных турбореактивных двигателя
АЛ-31Ф с форсажными камерами (максимальная
тяга по 12500 кгс), разработанных АО «А.
Люлька-Сатурн». Они имеют высокие
характеристики и надежно работают во
всем диапазоне высот, скоростей и углов
атаки.
Истребитель оснащен аналоговой
электродистанционной системой
управления с четырехкратным
резервированием. Она обеспечивает
управление статически неустойчивым
самолетом в продольном канале, позволяет
достичь высоких характеристик
устойчивости и управляемости в
продольном, поперечном и путевом каналах.
Её применение дало возможность повысить
аэродинамические характеристики на
маневре.
Автоматическое управление самолетом
осуществляется системой автономного
управления, связанной с системой
навигации, управления вооружением и
оборудованием командного наведения с
помощью дистанционной системы
управления. Системой обеспечивается
стабилизация углового положения
самолета и высоты полета, возвращение
самолета в прямолинейное горизонтальное
положение с любой высоты,
программированный набор высоты и
снижение, управление по командам
наземных и воздушных станции наведения,
полет по маршруту, возвращение на
аэродром вылета и заход на посадку по
сигналам радиомаяков.
Истребитель оснащен современным
комплексом связи, способным обеспечить
телефонную радиосвязь с землей и между
самолетами на расстоянии до 1500 км, обмен
информацией во время боя между
самолетами по системам кодированного
обмена данными и командное наведение с
наземного пункта управления при
выполнении автоматического перехвата. Су-27СК,
как отмечалось выше, способен уничтожать
воздушные цели как над своей территорией
так и при действиях авиации за линией
фронта Истребитель может выполнять
боевые задачи при применении противником
средств радиоэлектронной борьбы и в
условиях противодействия ПВО в любых
метеорологических условиях, днем и ночью.
Высокая боевая эффективность
достигается благодаря современной
системе управления вооружением: Су-27СК
имеет мощную помехоустойчивую
доплеровскую РЛС с импульсным режимом
работы, используемую для поиска и
сопровождения целей. Также имеется
оптико-электронная систему наведения.
Обе системы работают совместно, с
взаимным обменом данными, что позволяет
значительно повысить надежность
обнаружения, сопровождения и атаки в
условиях активного электронного
противодействия.
Система управления вооружением
позволяет обнаружить противника на
удалении 120 км, сопровождать одновременно
10 целей и идентифицировав наиболее
опасную, выбрать соответствующий тип
оружия для поражения. Оптико-электронная
система наведения в сочетании с лазерным
дальномером обеспечивает усиление
помехоустойчивости системы управления
оружием, обнаружение противника в режиме
радиомолчании и увеличение в 1,5 раза
точности атаки в условиях маневренного
боя на малых дистанциях.
Истребитель оснащен системой
электронного противодействия,
размещенной в контейнерах на законцовках
крыла, обеспечивающей эффективную
индивидуальную и групповую защиту в
передней и задней полусферах, имеет
систему предупреждения о
радиолокационном облучении и установкой
рассеивания дипольных отражателей и
отстрела тепловых ловушек.
Су-27СК может нести на 10 внешних точках подвески боевую нагрузку
максимальной массой до 8000 кг, в ее состав включены неуправляемые средства
поражения наземных целей: 16 бомб ФАБ-500М54, 10 бомб ФАБ-500М62 или
зажигательных баков ЗБ-500, 16 бомбФАБ-250М54, 38 бомб ОФАБ-100-120, 5
контейнеров КМГУ, 120 неуправляемых ракет С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракет
С-13 (в 6 блоках УБ-13), 6 ракет С-25. Управляемое ракетное вооружение
состоит из 6 ракет средней дальности Р-27Р1, Р-27Т1, Р-27ЭР1 или Р-27ЭТ1 и 4
ракет ближнего воздушного боя Р-73Э (или Р-60МК), являющихся экспортными
вариантами ракет Р-27 и Р-73. Кроме вышеперечисленного, истребитель
имеет встроенную 30-мм пушку со
скорострельностью 1800 снарядов в минуту.
Бортовое оборудование, летно-технические
характеристики и вооружение делают Су-27СК
чрезвычайно гибкой и эффективной боевой
системой. Взаимодействуя с наземными и
воздушными пунктами управления
истребитель может использоваться как
элемент комплекса воздушной обороны
территории или объекта. При работе в
составе группы Су-27СК может полностью
использовать преимущества
полуавтоматического управления группой,
группового электронного противодействия
и согласованного распределения целей и целеуказания. Истребитель обладает
высокой выживаемостью в условиях
современного боя. Это достигается
благодаря таким конструктивным
особенностям, как двухдвигательная
силовая установка с независимыми
магистралями подачи топлива к двигателям,
трехлонжеронное крыло, а также
конструкция фюзеляжа, выдерживающая
попадание пуль и осколков. Применено
многократное резервирование каналов
управления, две независимых гидросистемы,
резервирование электропитания.
Компоновочная схема обеспечивает защиту
кабины летчика бортовым оборудованием и
конструкцией фюзеляжа, в топливных баках
размещен специальный заполнитель,
обеспечивающий их взрывобезопасность.
Су-27СК проектировался с учетом
обеспечения высокой надежности
незначительных затрат времени на ремонт
и минимального регламентного
обслуживания. Потенциал конструкции Су-27СК
позволяет проводить по желанию заказчика
как частичную, так и глубокую
модернизацию, после чего истребитель
сможет эффективно вести боевые действия
и в начале следующего тысячелетия.
В настоящее время Китаю продана
лицензия на производство 200 самолетов Су-27СК.
Планируется, что заводу в Шеньяне
потребуется два года для выхода на
серийные темпы сборки истребителей Су-27СК.
В настоящее время китайская компания
Shenyang Aircraft Industries Group, осваивающая
производство истребителей Су-27СК по
российской лицензии, не имеет
завершенных производственных мощностей
для сборки этих самолетов.
Первые два самолета, выпущенные в Шеньяне,
пришлось разбирать и заново собирать
сразу же после проведения
демонстрационных полетов по причине
недостаточного качества сборочных работ.
В ближайшие два года шеньянский
авиазавод надеется внедрить передовые
технологии и усовершенствованные методы
управления производством, необходимые
для выпуска современных боевых самолетов.
Через три года завод планирует выйти на
темпы производства в шесть-семь Су-27 в год,
а начиная с 2002 года довести их ежегодный
выпуск до 15 единиц. За качеством сборки
истребителей Су-27СК на заводе в Шеньяне
наблюдают более 100 российских
специалистов.
Согласно лицензионному соглашению, Китай
может произвести 200 самолетов Су-27,
которые поступят на вооружение военно-воздушных
сил страны. Китай также планирует
закупить у России оборудование для
ремонта двигателей АЛ-31Ф, который
устанавливаются не только на самолетах
Су-27, но и на истребителях F-10 китайского
производства. Пока Китай вынужден
отправлять двигатели АЛ-31Ф для ремонта в
Россию.