Су-27УБ - двухместный сверхзвуковой учебно-боевой истребитель, модификация самолета Су-27. Строится серийно на
АО "Иркут" (ИАПО) с 1986 г. К 1998 г. выпущено более 120 машин. С 1986 г.
находится на вооружении ВВС России, с 1992 г. - ВВС Украины и Беларуси.
Для поставок в страны дальнего зарубежья разработан экспортный вариант -
Су-27УБК.
В связи с тем, что самолет Су-27 значительно отличался от всех
существующих в СССР истребителей как по уровню летно-технических
характеристик, так и по возможностям системы управления вооружением,
комплекса навигации и другого оборудования, для эффективной подготовки
летчиков потребовалось создание его двухместного учебно-боевого варианта,
названного Су-27УБ. При этом предполагалось, что сохранение на "спарке" в
полном объеме бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения
одноместной машины позволит использовать ее и как полноценный боевой
самолет. Более того, учитывая большую дальность и продолжительность полета
Су-27, наличие на борту истребителя двух членов экипажа в ряде случаев
было даже предпочтительнее.
К проектированию Су-27УБ (заводской шифр - Т-10У) коллектив МЗ им.
П.О.Сухого приступил в конце 70-х годов, еще до выхода на испытания первых
самолетов новой компоновки. Перед разработчиками стояла задача обеспечить
высокую степень унификации конструкции и БРЭО одноместной и двухместной
машин, при этом необходимо было сохранить высокие летные характеристики
истребителя. В 1980 году подготовили эскизный проект "спарки".
Аэродинамическая компоновка Су-27УБ в целом повторяла компоновку
одноместного самолета. Основные отличия касались конструкции головной
части фюзеляжа, включавшей двухместную кабину с размещением членов экипажа
по схеме "тандем", и вертикального оперения, площадь которого пришлось
увеличить для сохранения характеристик путевой устойчивости.
Для обеспечения необходимого обзора из второй кабины рабочее место заднего
летчика подняли относительно переднего, а для удобства эксплуатации и
уменьшения времени, необходимого на покидание самолета в аварийной
ситуации, обе кабины оборудовали единой открывающейся вверх-назад
подвижной частью фонаря. Размещение второго члена экипажа выше первого
потребовало изменить обводы гаргрота над передним топливным баком и
центропланом (самолет приобрел характерную "горбатую" форму), но позволило
сохранить конструкцию и компоновку передней опоры шасси и ее ниши, а также
расположить под второй кабиной два боковых отсека с радиоэлектронным
оборудованием. При этом удалось избежать сокращения запаса топлива и
удлинения фюзеляжа. Каждый киль "спарки" состоял из соответствующей
консоли одноместного истребителя и проставки высотой 420 мм, увеличивающей
площадь на 1.55 м2.
В 1984 году на МЗ им. П.О.Сухого был подготовлен экземпляр Су-27УБ,
поступивший на статические испытания. В следующем году завершилась сборка
и первого летного образца (Т-10У-1). 7 марта 1985 года летчик-испытатель
Н.Ф.Садовников поднял его в небо. В 1986 году к нему присоединились второй
и третий опытные самолеты - Т-10У-2 и Т-10У-3. Опытные "спарки"
изготавливались в Комсомольске-на-Амуре с окончательной сборкой на МЗ им.
П.О.Сухого в Москве, а для крупносерийного производства Су-27УБ был выбран
Иркутский авиационный завод им. 60-летия СССР.
Облет головного серийного Су-27УБ (Т-10У-4), построенного в Иркутске, был
выполнен заводскими летчиками-испытателями Г.Е.Булановым и Н.Н.Ивановым 10
сентября 1986 года. Вскоре учебно-боевые самолеты стали поступать в
строевые части ВВС и авиации ПВО, перевооружаемые на Су-27.
Основные отличия от самолета Су-27:
-
в связи с организацией двухместной кабины экипажа
(по схеме "тандем" с общим открывающимся вверх-назад фонарем) изменены
обводы головной части фюзеляжа и гаргрота;
-
площадь вертикального оперения увеличена на 3.1 м2
за счет применения проставок высотой 420 мм в корневой части килей,
стояночная высота самолета возросла с 5.932 до 6.357 м;
-
площадь тормозного щитка увеличена с 2.6 до 3.0 м2,
максимальный угол его отклонения уменьшен;
-
масса пустого самолета возросла с 16000 до 17500 кг,
максимальная взлетная масса - с 28000 до 30500 кг;
-
при сохранении общего запаса топлива, как на
одноместном самолете (9400 кг), введены новые варианты основной и
промежуточной заправки;
-
системы, входящие в пилотажно-навигационный комплекс,
доработаны с учетом наличия на самолете двойного управления и
дублированной системы индикации.
Cамолет построен по нормальной
аэродинамической схеме и имеет так называемую интегральную компоновку.
Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения, оснащенное
развитыми наплывами, плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий
корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами
типа АЛ-31Ф размещены в отдельных мотогондолах, установленных под несущим
корпусом самолета на расстоянии друг от друга, позволяющем избежать их
аэродинамического взаимовлияния и подвешивать между ними по схеме "тандем"
две управляемые ракеты. Сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники
расположены под центропланом.
Обтекатели шасси плавно переходят в хвостовые балки, служащие платформами
для установки цельноповоротных консолей горизонтального оперения с прямой
осью вращения, двухкилевого разнесенного по внешним бортам хвостовых балок
вертикального оперения и подбалочных гребней.
Самолет спроектирован по концепции "электронной устойчивости" и не имеет
традиционной механической проводки управления в продольном канале - вместо
нее используется электродистанционная система управления (СДУ). Шасси
самолета трехопорное, убирающееся, с одним колесом на каждой опоре.
Фюзеляж самолета интегрально сопрягается с крылом и технологически расчленен
на следующие основные части:
-
головную часть фюзеляжа (ГЧФ) с радиопрозрачным
обтекателем, створкой ниши передней опоры шасси][rus\pl\su27\gear.txt] и
фонарем кабины экипажа;
-
среднюю часть фюзеляжа (СЧФ) с тормозным щитком и
створками основных опор шасси;
-
хвостовую часть фюзеляжа (ХЧФ);
-
воздухозаборники.
В головной части фюзеляжа цельнометаллической
полумонококовой конструкции, начинающейся радиопрозрачным осесимметричным
обтекателем антенны бортовой радиолокационной станции, находится носовой
отсек оборудования, в котором размещены блоки радиолокационного прицельного
комплекса (РЛПК) и оптико-электронной прицельной системы (ОЭПС), кабина
летчика, подкабинные и закабинный отсеки оборудования, ниша уборки передней
опоры шасси с одной створкой.
В носовой части обтекателя РЛС установлена штанга основного приемника
воздушного давления (ПВД). Рама мотоблока радиолокационной станции вместе с
антенной может поворачиваться относительно узлов ее подвески на передней
стенке кабины экипажа для обеспечения доступа к блокам ОЭПС.
Для доступа к антенне и мотоблоку РЛС в процессе обслуживания стыковой
силовой шпангоут между носовым отсеком и радиопрозрачным обтекателем
выполнен наклонным, а радиопрозрачный обтекатель с металлической юбкой -
отклоняемым вверх.
Кабина экипажа, выполненная по схеме "тандем", герметизирована и имеет
двухсекционный фонарь, состоящий из неподвижного козырька и общей для обоих
летчиков открывающейся вверх-назад сбрасываемой части (створки).
Место заднего летчика приподнято относительно переднего, что в сочетании с
большой площадью остекления фонаря обеспечивает хороший обзор обоим членам
экипажа во все стороны.
Рабочие места летчиков оборудованы катапультируемыми креслами К-36ДМ 2-й
серии. Перед фонарем кабины по оси самолета установлен визир
оптико-локационной станции, а по бортам фюзеляжа в задней части кабины -
аварийные (дублирующие) ПВД.
Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное и ракетное.
Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической
скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной
в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное
вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ) и
авиационных катапультных устройствах (АКУ), подвешиваемых на 10 точках: 4 -
под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами
двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем").
На самолете может быть подвешено до 6 управляемых ракет "воздух-воздух"
средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р) или
тепловыми (Р-27Т) головками самонаведения, а также их модификации с
увеличенной дальностью полета (Р-27ЭР, Р-27ЭТ). На четырех подкрыльевых
узлах могут быть подвешены управляемые ракеты ближнего маневренного боя с
тепловыми головками самонаведения типа Р-73.