В отличие от России, Украины, Беларуси и Узбекистана, на аэродромах
Казахстана к 1992 г. не базировалось ни одного истребителя Су-27. В то же время
здесь имелось достаточно большое количество самолетов фронтовой ударной и
разведывательной авиации, а под Семипалатинском дислоцировалась
тяжело-бомбардировочная дивизия, вооруженная 40 стратегическими
бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-95МС. Последние являлись "тяжелой обузой" для
вооруженных сил нового суверенного государства, провозгласившего безъядерный
статус, но представляли интерес для России. Поэтому руководство Казахстана пошло
навстречу Правительству РФ, выразившему желание "обменять" семипалатинские
Ту-95МС на необходимые независимой республике российские истребители.
Согласно Реестру ООН об экспорте и импорте вооружений и военной техники,
межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном по этому вопросу
было подписано 24 мая 1995 г. По данным журнала "Экспорт вооружений" (No. 1 за
2002 г.), Россия должна была поставить Казахстану в 1995–1997 гг. 73 боевых
самолета, в т. ч. 38 истребителей Су-27, 21 - МиГ-29 и 14 штурмовиков Су-25.
По сообщениям в печати, первые Су-27 прибыли в Казахстан из России еще в 1996
г., однако официально о получении четырех Су-27 Казахстан заявил в ООН только в
1999 г. В следующем 2000 г. он признал получение еще двух таких машин, а в 2001
г. подал информацию о приобретении еще шести одноместных Су-27 и двух "спарок"
Су-27УБ. Таким образом, по официально опубликованным данным, Казахстан получил
14 самолетов Су-27, входивших ранее в состав ВВС РФ. В то же время Россия
неоднократно подчеркивала, что все свои обязательства по поставкам боевых
самолетов в Казахстан ею выполнены к концу 2001 г. По некоторым данным,
казахстанскую "прописку" получило не менее двух десятков Су-27.
С 1 июня 1998 г. на основе ВВС и Войск ПВО был создан единый вид вооруженных сил
РК - Силы воздушной обороны Республики Казахстан. При этом основой
организационной структуры СВО РК стали авиабазы. Истребители Су-27 вошли в
состав 604-й авиабазы СВО РК в Талды-Кургане, на вооружении которой находились
также унаследованные от дислоцировавшегося здесь еще во времена Советского Союза
129-го АПИБ истребители-бомбардировщики МиГ-27Д. С конца 90-х гг. эксплуатация
обоих типов самолетов в Талды-Кургане осуществляется одновременно.
Надо признать, что некоторые доставшиеся Казахстану Су-27 были самолетами отнюдь
не "первой свежести", выпущенными еще в середине 80-х гг. Со временем их
состояние лучше не становилось, что, впрочем, касалось и большей части другой
авиационной техники СВО РК. Ситуация стала меняться в лучшую сторону только в
последние несколько лет, когда Минобороны Казахстана смогло договориться с
руководством авиаремонтных предприятий из России, Белоруссии и Украины о ремонте
и частичной модернизации казахстанских боевых самолетов. Работы по
восстановлению летной годности истребителей МиГ-29 были поручены Львовскому
авиаремонтному заводу на Украине, по перехватчикам Ми Г-31 было налажено
сотрудничество с российскими предприятиями, а ремонт Су-27 решили делать в
Белоруссии, на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах.
Это предприятие не только имело к тому времени большой опыт
капитально-восстановительного ремонта большинства типов самолетов фронтовой
авиации и вертолетов советского производства для собственных ВВС и зарубежных
заказчиков, но и освоило ряд программ модернизации авиационной техники. В
сотрудничестве с российскими специалистами (в частности, из ЗАО "Русская
авионика") были разработаны программы модернизации белорусских самолетов МиГ-29
и Су-27УБ, а также вертолетов Ми-8МТ. В результате, еще в середине текущего
десятилетия на вооружение ВВС Республики Беларусь поступили модернизированные
многоцелевые истребители МиГ-29БМ и Су-27УБМ1, получившие широкую номенклатуру
управляемого вооружение и современную авионику. Подобное
решение проблемы повышения боевых возможностей - наряду с капитальным ремонтом и
продлением сроков службы - было предложено и заказчику из Казахстана.
Контракт на капитальный ремонт и модернизацию 10 истребителей Су-27 и Су-27УБ Сил
воздушной обороны Казахстана был подписан руководителями Минобороны РК и 558-го
авиаремонтного завода 14 сентября 2007 г. Об этом, в частности, официально
заявил 1 ноября того же года председатель Государственного военно-промышленного
комитета Белоруссии Николай Азаматов: "Мы с министром обороны Леонидом Мальцевым
были в Казахстане, и там был подписан контракт на капитальный ремонт и
модернизацию десяти Су-27 ВВС Казахстана".
Ремонт и модернизация первой пары казахстанских самолетов занял около 9 месяцев,
и 24 декабря 2009 г. первые две машины - одноместный Су-27 и двухместный
Су-27УБМ2 с бортовыми номерами 05 и 50 вернулись в Казахстан. В начале апреля
2010 г. за ними последовала вторая пара (No. 03 и 53). На заводе в Барановичах
остается еще шесть казахстанских истребителей, которые должны вернуться в
Талды-Курган в ближайшей перспективе. Оговоримся сразу, объем работ, проводимых
на одноместном и двухместном самолетах различны. Степень модернизации "спарки"
гораздо глубже - она превращается в полноценный многоцелевой боевой самолет и
поэтому даже меняет свое название.
Первый блок работ по модернизации казахстанских Су-27УБ связан с комплексом
вооружения. В состав авиационных средств поражения класса "воздух-воздух"
самолета Су-27УБМ2 входят ракеты Р-27ЭР (Р), Р-27ЭТ (Т), Р-73 (Л) и РВВ-АЕ. На
выставке KADEX-2010 перед демонстрировавшимся самолетом (Су-27УБМ2 No. 53) был
разложен богатый арсенал вооружения всех классов, однако ракет РВВ-АЕ там не
было, что может свидетельствовать о том, что поставки их в Казахстан еще не
начаты. В состав управляемого оружия класса "воздух-поверхность" в процессе
модернизации истребителя включаются ракеты Х-25МЛ, Х-29Т, Х-31А и Х-31П, а также
корректируемые бомбы КАБ-500Л и КАБ-1500Л с полуактивной лазерной системой
наведения, КАБ-500Кр и КАБ-1500Кр с телевизионным самонаведением. Разумеется,
могут применять Су-27УБМ2 и неуправляемое вооружение - свободнопадающие
авиабомбы калибра до 500 кг, контейнеры КМГУ, а также неуправляемые ракеты С-8,
С-13 и С-25. При этом за счет установки двух дополнительных пилонов под крылом
общее число точек подвески вооружения увеличивается до 12.
Другое направление модернизации связано с доработками бортового
радиолокационного прицельного комплекса Н001, который получает автономный канал
для работы по наземным (морским) целям. Доработанный РЛПК самолета Су-27УБМ2
может теперь обнаруживать цель типа "пусковая установка оперативно-тактических
ракет" с ЭОП 30 м 2 на дальности до 40 км, типа железнодорожный мост" (1000 м²)
- до 150 км, а крупные надводные цели "видит" на расстоянии до 350 км. Кроме
того, модернизируется навигационная система, в которую интегрируется аппаратура
спутниковой навигации. В память навигационной системы может записываться до 99
промежуточных пунктов маршрута, аэродромов и радиомаяков, при этом она может
формировать и хранить до 8 различных маршрутов полета. Для отображения
прицельной и навигационной информации вместо монохромного индикатора прямого
видения на электронно-лучевой трубке в кабине устанавливается
многофункциональный цветной жидкокристаллический индикатор.
Следующий блок доработок включает адаптацию Су-27УБМ2 для применения станции
активных радиоэлектронных помех "Сателлит-М" белорусской разработки и
навигационно-прицельного оптико-электронного контейнера "Лайтнинг" III (Litening
III) израильской фирмы "Рафаэль". Контейнер "Лайтнинг" подвешивается на точку
подвески под правым каналом воздухозаборника. А контейнеры станции помех
"Сателлит" (на каждом самолете применяется пара таких контейнеров) имеют
оригинальное конструктивное исполнение: они устанавливаются на точки подвески
пусковых устройств ракет Р-73, при этом возможность установки самого пускового
устройства с ракетой сохраняется - оно крепится уже непосредственно к
"Сателлиту". Таким образом, в отличие от применявшихся ранее на самолетах Су-27
контейнерных систем РЭП "Сорбция" или "Гардения", размещавшихся вместо пусковых
устройств ракет Р-73 на торцах крыла, теперь применение станции помех не
ограничивает количество подвешиваемых на самолет ракет.
Наконец, как на Су-27УБМ2, так и на одноместном Су-27, существенно
совершенствуется комплексная система контроля силовой установки и самолетных
систем и вводится система видеорегистрации. Информация записывается на
современных носителях (флэш-память), что упрощает ее считывание и обработку на
земле.
Прошедшие капитально восстановительный ремонт и модернизацию в Барановичах
истребители Су-27 и Су-27УБМ2 уже несут боевое дежурство в составе Сил воздушной
обороны Республики Казахстан. Они входят в состав 604-й авиабазы СВО РК в
Талды-Кургане, получившей имя собственное - "Барсы Жетысу" ("Жетысу"
-
Семиречье). Вскоре после возвращения в Казахстан из Белоруссии первых двух Су-27
Минобороны РК распространило официальное сообщение, в котором говорится:
"Налаженное сотрудничество с белорусским авиаремонтным предприятием позволяет
значительно расширить боевые возможности этих самолетов. Теперь военные летчики
могут применять управляемые высокоточные авиационные бомбы и ракеты, с
максимальной эффективностью поражая малоразмерные цели".
Основные задачи модернизации Су-27УБМ2:
1. Расширение номенклатуры применяемых авиационных средств поражения.
2. Реализация новых режимов работы радиолокационного прицельного комплекса
включает в себя наращивание боевых возможностей за счет модернизации РЛПК Н001 и
введения автономного радиолокационного канала, в результате чего обеспечивается:
- применение управляемых ракет класса "воздух-воздух" с активной головкой
самонаведения (АРГСН) РВВ-АЕ;
- применение управляемых ракет класса "воздух-поверхность" Х-31А с активной РГСН
для поражения надводных целей;
- реализация режимов картографирования с низким, средним, высоким разрешением;
- выдачу координат обнаруженных целей для формирования целеуказания.
Обнаружение целей на удалении:
- типа "пусковая установка" с ЭПР 30м2 - 40 км;
- типа "ангар", "железнодорожный мост" с ЭПР 1000 м2 -150км;
- надводных целей в режиме обзора реальным лучом - 350км.
3. Повышение точностных характеристик и расширение функциональных возможностей
навигационной системы:
- ввод и хранение данных о ППМ, аэродромах, радиомаяках, ПРС (до 99 точек
каждого типа);
- формирование и хранение данных о восьми маршрутах полета;
- автоматическую и ручную смену навигационных точек в полете;
- определение текущих координат места самолета с точностью ± 20м;
- определение путевой скорости с погрешностью 0,2м/с.
4. Применение комплекса контроля двигателей и систем самолета Су-27:
- статический прогноз технического состояния силовых установок для перехода на
их эксплуатацию по техническому состоянию;
- регистрацию и накопление на ТН и флэш-кассете полетной информации систем Экран,
Тестер, СОК, КРД;
- контроль и диагностику параметров силовых установок в режиме реального времени
при опробовании двигателей на земле;
- обработку и экспресс-анализ регистрируемой информации.
5. Установка бортовой системы сбора-передачи информации в масштабе реального
времени. Бортовая система сбора-передачи информации (БССПИ) решает следующие
задачи:
- передача на наземные пункты управления координат обнаруженных наземных целей;
- контроля положения самолета в воздушном пространстве;
- накопления информации о параметрах полета у наземного оператора;
- оперативного контроля работоспособности авиационной техники;
- оказания помощи летчику в особых случаях;
- обучения летного состава;
- наведения ЛА на наземные цели.
6. Модернизация информационного поля кабины.
7. Применение системы аудио и видеорегистрации полетной информации с экрана МФИ
и закабинного пространства через ИЛС в ручном и автоматическом режимах в
реальном масштабе времени.
Система видеорегистрации предназначена для регистрации видеоинформации,
отображаемой на экране многофункционального индикатора (МФИ) и закабинного
пространства через поле индикатора ИЛС-31 в автоматическом и ручном режимах, а
также аудиосигнала от системы СПУ.