Летом 2014 года компания "Сухой" передала военно-воздушным силам (ВВС) России
четыре многоцелевых истребителя Су-30М2 в рамках гособоронзаказа. После
испытаний на земле и в воздухе самолеты вылетели из Комсомольска-на-Амуре к
месту постоянной дислокации. Кроме того, в Минобороны сообщили, что до конца
2014 года ВВС получат еще несколько истребителей Су-30М2. Количество самолетов
не разглашается. В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого
серийного Су-30М2.
Многоцелевой истребитель Су-30М2 был создан базе истребителя Су-30 (версия
Су-30МК2, предназначенная для ВВС России). Он предназначен для уничтожения
пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней
дальности и ближнего воздушного боя. Кроме того, Су-30М2 может поражать
надводные и наземные цели всеми видами вооружения в любых метеоусловиях. Самолет
может использоваться для обучения летного состава технике пилотирования и
применения авиационных средств поражения. От базовой версии Су-30М2
отличается увеличенной дальностью полета, а также более совершенным бортовым
оборудованием.
Основными особенностями самолета Су-30М2 являются модифицированная система
управления вооружением с расширенными возможностями по поражению наземных и
морских целей; новая система индикации в кабине экипажа на основе цветных
многофункциональных жидкокристаллических индикаторов; улучшенная система
навигации и радиосвязи; современная аппаратура бортового комплекса обороны;
широкая номенклатура вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность",
размещаемого на 12-ти точках подвески; система дозаправки топливом в полете;
усиленная конструкция планера и шасси, обеспечивающая эксплуатацию самолета с
полной заправкой топливом и максимальной боевой нагрузкой при взлетной массе до
38 тонн.
Система управления вооружением самолета Су-30М2 обеспечивает обнаружение,
сопровождение и уничтожение авиационными средствами поражения воздушных,
наземных и морских целей в любых погодных условиях днем и ночью.
Она включает в себя две основные системы:
- Cистему управления вооружением класса
"воздух-воздух", состоящую из
радиолокационного прицельного комплекса, оптико-электронной прицельной системы и
системы индикации на фоне лобового стекла.
Cистему управления вооружением класса
"воздух-поверхность", обеспечивающую
применение широкой номенклатуры высокоточного оружия для поражения наземных
целей, а также отображение всей прицельно-навигационной информации на 4-х
многофункциональных индикаторах, располагающихся на приборных досках кабины
экипажа.
Основу информационно-управляющего поля кабины самолета составляют
цветные многофункциональные индикаторы МФИ-55, индикатор на фоне лобового стекла
(в первой кабине), на которые в графической и цифровой форме выводится весь
необходимый объем прицельно-пилотажной и навигационной информации, а также
информация о работе бортовых систем самолета. Наряду с МФИ на приборных досках
кабины размещаются и традиционные электромеханические индикаторы, которым
отводятся в основном дублирующие функции.
На Су-30М2 стоит БРЛС Н001В, являющаяся модернизацией БРЛС, установленной на
Су-27. Радиолокационная станция (РЛС) самолета в режиме "воздух-воздух"
обеспечивает: поиск воздушных целей; опознавание государственной принадлежности
обнаруженных целей; атаку целей ракетам и малой и средней дальности с различными
системами наведения; поиск, захват и сопровождение визуально видимой цели в
ближнем маневренном бою; в режиме "воздух-поверхность": всепогодное обнаружение,
измерение координат радиоконтрастных наземных и надводных целей; выдачу
координат наземных (надводных) целей для обеспечения применения ракет Х-31А,
Х-35Э, Х-59МК.
Оптико-электронная прицельная система включает в себя оптико-локационную станцию
и нашлемную систему целеуказания. Оптико-локационная станция самолета Су-30М2,
представляющая собой комбинацию обзорно-следящего теплопеленгатора и лазерного дальномера-целеуказателя, используется для обнаружения и сопровождения воздушной
цели в передней и задней ее полусферах по ее тепловому излучению, измерения
дальности лазерным лучом до воздушной и наземной цели, а также может применяться
для лазерного подсвета наземной цели при применении управляемых ракет класса
"воздух-поверхность" с полуактивной лазерной головкой самонаведения.
Первым из серии новейших самолетов Су-30М2, Су-30СМ и Су-35 ВВС России
получили истребитель Су-30М2. Его фотографии на авиабазе "Крымск", расположенной
в южной части Краснодарского края, были опубликованы в декабре 2011 года. В
ноябре 2013-го на авиабазу "Домна" переброшены три самолета Су-30СМ. К концу
прошлого года на эту авиабазу поставлено в общей сложности десять самолетов.
Передача еще десяти машин ожидается в этом году, в результате чего полностью
завершится формирование авиационного полка. В феврале 2014-го первые истребители
Су-35С были переданы 23-му истребительному авиационному полку, базирующемуся на
авиабазе "Дземги" в Хабаровском крае. По мнению специалистов, истребитель
Су-30М2, первым вступивший в строй ВВС России, - наименее совершенный из всех
трех самолетов. Он является развитием модели Су-30МКК, разработанной КнААЗ для
Китая.
Основной внешней отличительной чертой Су-30М2 России являются два хвостовых
киля с плоской верхней кромкой. Первый заказ на производство Су-30М2 для
российских ВВС был получен летом 2009 года. Эти самолеты имеют много общего с
одноместным истребителем с улучшенной авионикой Су-27СМ3, который также
производит КнААЗ, и с самолетами Су-27 первого поколения. Министерство обороны
заказало четыре истребителя Су-30М2 и двенадцать Су-27М3. Специалисты
предполагают, что двухместные самолеты будут поддерживать одноместные в ходе
выполнения учебно-боевых задач и, возможно, в качестве всепогодных истребителей.
На данный момент общий объем заказов на истребители Су-30М2 составляет около 20
машин. На декабрь 2013-го было поставлено четыре самолета. Су-30СМ, внешне
достаточно сильно напоминающий Су-30М2, производится конкурентом КнААЗ -
корпорацией "Иркут".
Су-30М2, возможности которого наименьшие из всей тройки самолетов, имеет, по
мнению специалистов, незначительный модернизационный потенциал.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Су-30М2 |
Размах крыла, м |
14.70 |
Длина самолета, м |
21.90 |
Высота самолета, м |
6.40 |
Площадь крыла, м2 |
62.00 |
Масса |
|
нормальная взлетная |
24900 |
максимальная взлетная |
34500 |
Масса топлива, кг |
|
нормальная |
5270 |
максимальная |
9720 |
Двигатели |
2 ТРДДФ АЛ-31Ф |
Тяга, кгс |
2 х 12500 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
2100 (М=2.0) |
у земли |
1400 |
Практическая дальность, км |
|
без дозаправки |
3000 |
с одной дозаправкой в воздухе |
5600 |
Практический потолок, м |
17300 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
9 |
Экипаж |
2 |
Вооружение: |
30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла. На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.) В её состав входят: до 6 УР класса “воздух-воздух” типов Р-27Р/ЭР/, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) или 2 Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1) до 6 УР класса “воздух-поверхность” типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л; или 2 УР Х-59МЭ 6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д; до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ НУРС С-8, С-13 и С-25. Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно -целеуказательными системами, ИК-станциями. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|