20 апреля 1994 года в Дели состоялось заседание российско-индийской рабочей группы по сотрудничеству в области авиации. На
нем была рассмотрена возможность производства в Индии истребителя Су-30МК После этого переговоры с Индией о закупке самолетов этого типа велись еще два года 30 ноября 1996 года в Иркутске был
подписан контракт о поставке в Индию 40 самолетов Су-30К/МК. Контрактом определялись четыре стадии поставок в течение пяти лет, на каждой из которых предполагалось
постепенно и поэтапно наращивать боевые возможности самолета.
К середине марта 1997 года в цехах Иркутского авиационного производственного объединения были полностью собраны первые четыре истребителя Су-30К,
предназначенные для индийских ВВС Машины отправили в Индию транспортным самолетом Ан-124 "Руслан" в разобранном виде (по два экземпляра) Сборку и облет на месте осуществляли специалисты и пилоты
ИАПО Обучение инженерно-технического и летного состава ВВС Индии проводилось в январе-апреле 1997 года на летно-испытательной и доводочной базе ОКБ им Сухого в Жуковском Руководил подготовкой
пилотов летчик-испытатель Виктор Пугачев.
В конце марта 1997 года в России побывал с рабочим визитом начальник Главного штаба ВВС Индии Сатиш Кумар Сарина. На ИАПО он ознакомился с
организацией производства истребителей Су-30К. 31 марта в Москве состоялась рабочая встреча Главнокомандующего ВВС России генерала армии Петра Дейнекина и Сатиша Кумара Сарины, на которой
обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества двух стран по линии ВВС. 11 июня на авиабазе индийских военно-воздушных сил Лохегаон вблизи города Пуна (штат Махараштра) состоялась
официальная презентация первых восьми индийских Су-30К, которые до этого успешно совершили ряд испытательных полетов. С этой даты самолёты официально приняты на вооружение ВВС Индии. В церемонии
презентации приняли участие премьер-министр Индии Шри Гуджал, главнокомандующий ВВС Индии маршал Сатиш Кумар Сарина, посол России в Индии Альберт Чернышев, заместитель Генерального директора ГК
"Росвооружение" Олег Сидоренко и бывший Генеральный директор ИАПО Алексей Фёдоров, а также многочисленные приглашенные лица. Выступая на презентации главнокомандующий ВВС Индии отметил, что
"...11 июня 1997 года - знаменательный день в истории индийских ВВС". По его мнению "... Су-30К - это совершенный истребитель, полностью отвечающий настоящим и будущим потребностям ВВС".
Расположенная на авиабазе Лохегаон 24-я эскадрилья стала первым подразделением, располагающим этими самолетами.
26 января 1998 года в Индии торжественно отметили национальный праздник -День Республики. По установившейся традиции в самом центре Дели состоялся
военный парад, в котором впервые приняли участие самолеты Су-30К индийских ВВС. Они привлекли всеобщее внимание исполнением над городом фигур высшего пилотажа.
Заключенный контракт предусматривал, что самолеты Су-30К первых партий будут представлять собой серийные Су-30 с незначительными изменениями в
навигационной системе и оборудовании. К 2000-му году планировалось перейти на уровень машины фактически нового поколения - Су-30МКИ (И - индийский). Возможности этого истребителя должны
были уже существенно отличаться от базового Су-30К. Его предполагалось оснастить передним горизонтальным оперением и двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые позволили бы
существенно улучшить маневрирование на малых скоростях полета, а также совершенно новым бортовым оборудованием, благодаря которому он мог бы уничтожать воздушные, наземные и морские цели. Более
поздние этапы контракта предусматривали доработку самолетов Су-30К первых партий до уровня последней (Су-30МКИ).
По контракту не исключалась возможность и международной кооперации в части поставки бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и его интеграции
в состав комплекса. Индия должна была не просто получить готовые самолёты, но и принять практическое участие в опытно-конструкторской разработке бортовых систем и комплекса БРЭО Су-30МКИ.
Естественно, что вся ответственность за создание "интернационального" бортового оборудования и соответствие его характеристик требованиям контракта осталась лежать на специалистах ОКБ Сухого.
При создании Су-30МКИ использовалась отработанная и хорошо зарекомендовавшая себя система взаимодействия с традиционными российскими разработчиками и поставщиками комплектующих изделий при
участии специалистов ВВС
Таким образом, на Су-30МКИ для повышения маневренности и боевой эффективности предусматривалась установка:
- новой силовой установки на основе двух двухконтурных форсированных турбореактивных двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги (УВТ):
- автоматически отклоняемого дестабилизатора (ПГО);
- универсальной РЛС, способной обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и четыре из них одновременно атаковать, а также обнаруживать цели на поверхности земли или моря;
- системы индикации на многофункциональных жидкокристаллических цветных дисплеях с большой разрешающей способностью;
- нового оптико-электронного многофункционального прицельно-навигационного комплекса на базе современных ЭВМ, с инерциальной навигационной системой на лазерных гироскопах и с системой
спутниковой навигации (GPS);
- принципиально новой системы объективного контроля с фиксированием не только рабочих параметров систем самолёта, но и внешней тактической обстановки.
Для поражения воздушных целей на Су-30МКИ предполагалось применять ракеты со всеракурсными радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения,
для ударов по наземным и морским целям использовать противорадиолокационные ракеты, ракеты и корректируемые авиационные бомбы с телевизионными головками самонаведения, а также обширный арсенал
неуправляемых средств поражения. Модернизация Су-30К должна была вестись по мере выполнения контракта, но работа по новой модификации началась в ОКБ Сухого ещё за год до его подписания.
Средства, полученные в виде предварительной оплаты, направлялись (и направляются в настоящее время) на финансирование опытно-конструкторских работ в ОКБ Сухого, в НПО "Люлька-Сатурн", а также на
подготовку производства индийской модификации в Иркутске.
Весной 1997 года на опытном заводе ОКБ Сухого завершили переделку одного из серийных самолетов Су-30 (с синим бортовым номером "56") в первый опытный
истребитель Су-30МКИ (машина имела заводской шифр Т-10ПМК-1). На килях самолета нанесли небольшую надпись - "Су-30МК" (на первом этапе испытаний первоначальный бортовой номер сохранялся, но
впоследствии его заменили на синий "01") Внешне самолет отличался от серийных Су-30 наличием переднего горизонтального оперения и двигателей с отклоняемым вектором тяги Изменилась система
управления соплами, которая работала не от гидравлической, а от топливной системы. 23 апреля истребитель доставили на лётно-испытательную базу ОКБ в Жуковском, где в мае начались его наземные
испытания 1 июля 1997 года летчик-испытатель ОКБ Вячеслав Аверьянов совершил на нем первый, пятидесятиминутный полет.
На первом прототипе Су-30МКИ установили предсерийные двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые в процессе подготовки к первому полету
прошли длительные специальные испытания. Как и на Су-37, сопла двигателей Су-30МКИ отклонялись в пределах 15° вверх и вниз, но отличались тем, что плоскость поворота каждого сопла была отклонена
на 32' во внешнюю сторону от плоскости симметрии самолета Таким образом, при дифференциальном отклонении сопел улучшалась и боковая управляемость истребителя на околонулевых скоростях полета.
В 1998 году второй прототип Су-30 (опытный Т-10ПУ-6 с синим бортовым номером "06") был переделан во второй летный Су-30МКИ (заводской шифр Т-10ПМК-6),
который совершил первый вылет 23 марта того же года.
В ноябре 1998 года Су-30МКИ (борт "01") экспонировался на авиационной выставке "Аэро-Индия 98" в Бангалоре В июне 1999 года машина прибыла в Париж на
аэродром в Ле Бурже для участия в очередном самом престижном международном авиасалоне Специалисты и зрители с нетерпением ожидали выступления Вячеслава Аверьянова, который после прилета выполнил
три тренировочных полета, в результате которых самолет был допущен к участию в летной программе салона Летчик-испытатель 1-го класса Аверьянов - опытный пилот. Он принимал участие в испытании
самолетов Су-27К и Су-35 Как упомянуто ранее, он поднимал в первый полет Су-30МКИ и в полном объеме проводил его испытания До перелета в Париж на двух опытных самолетах Су-30МКИ в общей
сложности было выполнено более 140 полетов (в основном по программе исследования аэродинамики, прочности, системы дистанционного управления с отклонением вектора тяги и других самолетных систем)
Параллельно выполнялась программа по комплексу высшего пилотажа с режимами сверхманевренности 12 июня при выполнении демонстрационного полета накануне открытия салона опытный самолет управляемый
экипажем в составе летчика-испытателя В Ю Аверьянова и штурмана-испытателя В Г Шендрика, потерпел аварию, но пилоты благополучно катапультировались Окончательное заключение комиссии по
расследованию причин аварии опубликовано не было, но многим специалистам уже в период проведения авиасалона стало ясно, что причиной аварии явилась ошибка пилота Тем не менее как показали
дальнейшие события авария первого прототипа Су-30МКИ в Ле Бурже не сказалась негативно ни на взаимоотношениях с индийскими партнерами ни на дальнейшей судьбе самолета Более того, в августе того
же года в процессе проведения демонстрационных полетов Су-30МКИ на авиасалоне МАКС-99 Вячеслав Аверьянов практически ежедневно ошеломлял присутствовавших зрителей и специалистов каскадом
невероятных фигур, тем самым реабилитировав не только самолет, но и себя.
Согласно контракту с индийской стороной поставленные Су-30К должны будут в два этапа дорабатываться под стандарт Су-30МКИ. На первом этапе
модернизации предполагается установка ПГО и нового оборудования, на втором этапе - двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые в настоящее время уже доведены до стадии позволяющей
без каких либо проблем при необходимости устанавливать их на обычные серийные Су-27. Предполагалось также что на истребитель будет устанавливаться российская система управления вооружением основу
которой составит новая много функциональная радиолокационная станция Н011М "Барс" с фазированной антенной решеткой. БРЛС Н-011М "Барс" с ПФАР Х-диапазона в режиме
"воздух-воздух" обеспечивает сопровождение до 15 целей на проходе, точное сопровождение до 4-х целей для обеспечения применения оружия без прекращения поиска. В режиме "воздух-поверхность" БРЛС
обеспечивает картографирование реальным лучом, картографирование с доплеровским сужением луча, картографирование с синтезированной апертурой, селекцию наземных движущихся целей, сопровождение до
двух наземных целей. Дальность захвата цели типа "истребитель": в ППС - 120-140 км, в ЗПС - 60 км. Дальность обнаружения в режиме "воздух-поверхность" не менее: железнодорожный мост -
80-120 км, группа танков - 40-50 км, эсминец - 120-150 км.
На Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ) в Екатеринбурге специально для
Су-30МКИ создана новая оптико-локационная станция ОЛС-30 которая предназначена для поиска и сопровождения воздушных целей в ИК диапазоне, определения координат и измерения дальности как до
воздушных, так и до наземных целей Она имеет два канала (с теплопеленгатором и лазерным дальномером), снабжена виброустойчивым приемником микрокриогенной системой охлаждения с увеличенным
ресурсом, для нее разработано новое математическое обеспечение Диапазон углов обзора станции по азимуту - 60е, по углу места - 60° вверх и 15° вниз, а ее масса составляет 182 кг.
Третий по счету, уже предсерийный Су-30МКИ с синим бортовым номером "05" оснащенный полным комплектом бортового оборудования, был в очередной раз с
успехом продемонстрирован на авиасалоне "Аэро-Индия-2001", проходившем с 7 по 11 февраля 2001 года на авиабазе близ индийского города Бангалор Летчик-испытатель Вячеслав Аверьянов ежедневно
восхищал индийских зрителей, специалистов и военных возможностями этой машины Решивший лично опробовать самолет в воздухе главнокомандующий ВВС Индии маршал авиации Анил Типнис после завершения
ознакомительного полета с Аверьяновым остался в полном восторге заявив "Су-30МКИ - превосходный самолет! Ничего подобного в своей жизни я не видел!" При выполнении маршалом некоторых фигур
перегрузка достигала 7 единиц В Индии по лицензии планируется построить 140 машин этого типа Предполагаются четыре этапа развертывания лицензионного производства Первый Су ЗОМКИ построенный в
Индии из комплектующих российского производства, взлетит в 2004 году (в этом году намечено выпустить три машины) В 2005 году планируется построить шесть машин, в 2006-м - восемь, после чего
ежегодно завод в Насике будет строить по 10 самолетов При этом все комплектующие будут уже производиться на индийских предприятиях планер - в Насике двигатель - в Корапуте РЛС и бортовая
радиоэлектроника - в Хайдарабаде авионика в Корве а гидро- и пневмооборудование - в Лакнау Для ускорения и облегчения сервисного технического обслуживания индийских Су-30МКИ российская сторона
совместно с корпорацией HAL создаст консигнационныи склад, который обеспечит поставку запасных частей индийским ВВС в срок, не превышающий два-три дня Контракт на сумму в 3,3 миллиарда долларов
предусматривает также возможность дальнейшей модернизации самолета, но толь ко после запуска лицензионной программы на территории заказчика.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Су-30МКИ |
Размах крыла, м |
14.70 |
Длина самолета, м |
21.94 |
Высота самолета, м |
6.375 |
Площадь крыла, м2 |
62.04 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
17700 |
нормальная взлетная |
25670 |
максимальная взлетная |
34500 |
Масса топлива, кг |
5090 |
Двигатели |
2 ТРДДФ АЛ-31ФП |
Тяга, кгс |
2 х 12800 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
2125 |
у земли |
1380 |
Практическая дальность, км |
|
без ПТБ |
3000 |
с одной дозаправкой в полете |
5200 |
с двумя дозаправками в полете |
6990 |
Скороподъемность, м/мин |
13800 |
Практический потолок, м |
19800 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
8.5 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла.
на 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.) В её состав входят: до 6 УР класса “воздух-воздух” типов Р-27Р/ЭР/, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) или 2 Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1) до 6 УР класса “воздух-поверхность” типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л; или 2 УР Х-59МЭ 6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д; до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ НУРС С-8, С-13 и С-25. Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно -целеуказательными системами, ИК-станциями. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|