ПАО "Корпорация "Иркут" в качестве головного исполнителя государственного
оборонного заказа ведет серийный выпуск высокоманевренных многоцелевых
истребителей Су-30СМ. Самолет разработан "ОКБ Сухого" и выпускается на Иркутском
авиационном заводе - филиале ПАО "Корпорация "Иркут".
Двухместный истребитель Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен
радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым
вектором тяги и передним горизонтальным оперением.
Истребитель способен применять современное и перспективное высокоточное
вооружение класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
Самолет может использоваться для подготовки летчиков на перспективные
многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.
Су-30СМ продолжает линейку боевых самолетов семейства Су-30МКИ. Истребитель
адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации,
радиосвязи и государственного опознавания, состава вооружения, катапультного
кресла и ряда обеспечивающих систем.
Первые контракты на поставку истребителей Су-30СМ заключены Министерством
обороны РФ и ОАО "Корпорация "Иркут" в 2012 году. Поставка самолетов заказчику
ведется с декабря 2012 года. Информация о летно-технических характеристиках
истребителя Су-30СМ не раскрывается, поскольку самолет поставляется Министерству
обороны России.
Су-30СМ - это российский тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++,
основной задачей которого является завоевание господства в воздухе. По сути, это
модификация Су-30МКИ, предназначенная для российских военно-воздушных сил.
Первый полет истребитель Су-30СМ совершил в 2012 году.
Су-30МКИ начал разрабатываться в середине 90-х специально для ВВС Индии (МКИ -
модернизированный, коммерческий, индийский). В свою очередь, истребитель Су-30 -
это результат глубокой модернизации истребителя Су-27, которая началась еще в
Советском Союзе (1988 год).
На сегодняшний день Су-30СМ считается одним из лучших истребителей в мире, он
имеет превосходные характеристики, эту машину по праву можно назвать вершиной
развития линейки самолетов Су-27.
Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных
условиях, он может не только сбивать самолеты противника, но и уничтожать
наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим
самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).
В начале нового тысячелетия конструкторы ОКБ Сухого разработали новую
модификацию истребителя - Су-30МКИ. Она была создана специально для индийских
военно-воздушных сил. По сути, Су-30МКИ - это машина нового поколения. Самолет
был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным
оперением, что значительно улучшило маневренность истребителя на всех режимах
полета.
Советские (российские) боевые самолеты практически всегда уступали своим
западным аналогам в качестве авионики. Чтобы устранить этот недостаток, БРЭО для
нового истребителя было разработано в рамках широкой международной кооперации, с
участием компаний из Франции, Израиля и Индии. Су-30МКИ получил новую РЛС с
пассивной фазированной решеткой.
Истребитель оказался настолько удачным, что им заинтересовалось и российское
оборонное ведомство. 21 сентября 2012 года впервые поднялся в небо Су-30СМ,
изготовленного по заказу Минобороны России. К концу года две новые машины были
переданы российским ВВС.
Подобное решение не выглядит удивительным. Во-первых, Су-30СМ имеет
действительно отличные технические характеристики, по маневренности он
превосходит все отечественные и зарубежные существующие аналоги. Во-вторых,
создатели уделили много внимания авионике истребителя: благодаря использованию
иностранных систем, Су-30СМ ничем не уступает лучшим западным боевым машинам.
Однако есть и еще одно объяснение интереса Минобороны к Су-30СМ: этот самолет
уже долгие годы выпускается серийно, его производство полностью отшлифовано,
устранены "детские" болезни машины, учтены все пожелания летчиков.
Что же представляет собой Су-30СМ? По сути, это практически полная копия
истребителя Су-30МКИ, разработанного для индийского контракта. Су-30МК
адаптирован в части систем радиосвязи, радиолокации, распознавания воздушных
объектов и ряда других вспомогательных систем для использования ВВС России.
Су-30СМ является многоцелевым самолетом. Он способен не только вести воздушный
бой и поражать современные и перспективные самолеты противника в рамках операций
по завоеванию господства в воздухе, но и наносить удары по наземным мобильным
или стационарным целям неприятеля. Су-30СМ способен сопровождать и прикрывать
ударные авиационные группировки, противодействовать вражеским системам
радиоэлектронной борьбы, давать целеуказание самолетам своей группы. Этот
истребитель можно использовать и на морских театрах боевых действий: Су-30СМ
способен обнаруживать и уничтожать надводные корабли противника самостоятельно
или в составе группы самолетов.
Су-30СМ - это двухместный тяжелый истребитель, оснащенный двумя двухконтурными
двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги и ПГО - передним горизонтальным
оперением. В целом же, размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют
истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.
Одной из главных достоинств Су-30СМ является его сверхманёвренность: самолет
неустойчив в продольном канале, поэтому его полет обеспечивается ЭДСУ,
управляющая рулями и поворотными соплами двигателей. Высокая степень
маневренности самолета достигается за счет ПГО и двигателей с управляемым
вектором тяги.
В состав силовой установки самолета входят два двигателя АЛ-31ФП, размещенных
под углом 32 градусов друг к другу. Их сопла могут отклоняться в вертикальной
плоскости на ±16° и до ±15° в любом направлении. Это позволяет направлять вектор
тяги по рысканью и тангажу. Сопла могут отклоняться вместе с управляющими
плоскостями самолета, так и отдельно от них.
Однако главная изюминка - это кабина Су-30СМ. Самолет оснащен
БРЛСУ Н0011М "Барс",
которая способна взять в цель 15 объектов и поразить 1 ближнюю цель или
4 дальних, а также преодолеть помехи вражеских РЭБ. Фазированную
антенную решётку пытаются критиковать за объёмы и вес, но именно она
позволяет получить преимущество в обнаружении противника первым, таких
мощных излучателей среди самолётов 4-го поколения в НАТО нет. А ещё она
способна обнаружить "Невидимку"
5-го поколения.. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также
индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены
многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает
летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.
Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину ОЛС (оптико-локационная
станция), она является подсистемой СУВ (системы управления вооружением).
Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому
излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные
выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех
узлов, прочностью конструкции и состоянием полёта самолёта. Новые
вычислители СУО дают возможность применять более современный тип ракет.
На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной
прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой
с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую
точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на
разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во
время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая
автоматическое управление, связана с навигационной системой.
Су-30СМ является истребителем четвертого поколения, в конструкции которого не
использована технология малозаметности. Поэтому защита Су-30СМ основана на
подавлении вражеских РЛС с помощью мощной бортовой системы радиоэлектронной
борьбы. На самолете установлены комплексы РЭБ "Сорбция" и "Хибины", которые в
состоянии подавить не только сравнительно маломощную РЛС истребителей, но и
нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.
Если говорить об электронной начинке Су-30СМ, то следует отметить, что она имеет
концепцию "открытой архитектуры борта". Это позволяет с наименьшими затратами
включать в состав БРЭО новые системы отечественного и зарубежного производства.
Именно это определяет высокую универсальность Су-30СМ, позволяющую в кратчайшие
сроки переделать истребитель-перехватчик в ударный самолет.
Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8 тыс. кг. Самолет имеет
двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура
ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения
воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы
массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме ракетно-бомбового вооружения, на
самолете установлена 30-мм пушка ГШ-30-1.