В августе 2017 года Перспективный авиационный комплекс
фронтовой авиации (ПАК ФА), также известный как Т-50, получил официальное
серийное название - истребитель пятого поколения Су-57.
Су-57, ранее известный как ПАК ФА и Т-50 – российский истребитель пятого
поколения, оснащенный принципиально новым комплексом авионики и новейшей
радиолокационной станцией. Разработчиком самолета является ОАО "Компания
"Сухой", входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). По сравнению
с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных
особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. В
перспективе Т-50 должен заменить в ВВС РФ фронтовой истребитель МиГ-29 и
многоцелевой всепогодный истребитель Су-27. Первые разработки боевых самолетов
пятого поколения начались в 80-е годы, однако после распада СССР проект был
приостановлен до 2001 года. Первый полет Су-57 состоялся в январе 2010 года, а в
2014 году начались летные испытания нового истребителя.
Кабина Су-57 одноместная, шире кабины Су-27 из-за конструктивных особенностей
самолёта. Оборудование в значительной степени унифицировано с оборудованием
Су-35С. Имеется генератор кислорода.
Отображение информации осуществляется двумя многофункциональными индикаторами
МФИ-35 диагональю 15", одним МФИ меньшего размера ниже-справа, одним резервным
индикатором для отображения текущей полётной информации выше-справа,
широкоугольной коллимационной системой ШКС-5 и речевым информатором. Также
известно, что часть информации будет отображаться на стекле шлема пилота.
Органы управления - центральная РУС и боковой РУД.
Фонарь кабины состоит из двух частей: передней (козырька) и задней. Открывается
он сдвиганием назад задней части (аналогично Т-10). Задняя часть фонаря у Т-50-1
и Т-50-3 имеет продольный переплёт, у остальных (Т-50-2, Т-50-4, Т-50-5)
переплёт отсутствует. Известно также, что в будущем фонарь кабины может быть
значительно изменён. С внутренней стороны фонаря наносится радиопоглощающее
покрытие, снижающее радиозаметность на 30 %.
Су-57 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической
схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом, плавно сопряжённым с
фюзеляжем. Почти половину (зрительно около 46 %) размаха крыла составляет
широкий фюзеляж. Угол стреловидности по передним и задним кромкам крыла
составляет 48° и −14° соответственно. Механизация состоит из носков крыла,
флаперонов и элеронов. Приводы последних расположены под крылом и выступают из
его плоскости небольшими продолговатыми обтекателями. На концах крыла
присутствуют скосы.
Крыло имеет развитый наплыв с поворотной передней частью
- аналогом ПГО вместо
небольшой поворотной кромки - носка. При неработающих двигателях поворотные
части наплыва находятся в висячем положении. Более естественным является их не
отклоненное нерабочее положение - на случай отказа в полете. На предыдущих
самолётах (Су-30, Су-33, Су-34) ПГО применялось для повышения маневренности
из-за отсутствия двигателей с УВТ. Наличие ПГО повышает риски отказов
управления. Поэтому на Су-35 ПГО не применяется - для повышения маневренности
достаточно двигателей с УВТ.
Хвостовое оперение включает цельноповоротные трапецевидные стабилизаторы и
кили, установленные с развалом около 26° для уменьшения заметности. В основании
килей расположены небольшие воздухозаборники для охлаждения оборудования
самолёта. В качестве аэродинамического тормоза для увеличения лобового
сопротивления применяется отклонение килей.
Двигатели имеют регулируемые подфюзеляжные воздухозаборники. Мотогондолы широко
разнесены и разделены плоским днищем фюзеляжа шириной около 1,3-1,4 м. Там же,
друг за другом, с небольшим промежутком, расположены две пары створок внутренних
отсеков вооружения. От поворотной части наплыва крыла, назад на несколько
метров, тянутся 2 треугольных в сечении гребня, установленные под местами
сопряжения консолей крыла и фюзеляжа. На наружных сторонах этих гребней
расположены створки внутренних отсеков вооружения.
В хвостовой части фюзеляжа между соплами двигателей находится далеко
выступающая за сопла, как у Су-27, хвостовая балка, в которой установлен
выдвижной контейнер с парашютно-тормозной системой самолёта. На правой стороне
носовой части самолёта установлена авиапушка, на левой - выдвижная штанга для
дозаправки в воздухе.
Шасси Су-57 трёхстоечное, аналогичное по конструкции шасси Су-27. Все стойки
убираются по направлению полёта. Колея шасси, благодаря широкому фюзеляжу,
составляет 5,5 м. Носовая стойка двухколёсная с двумя посадочными фарами и
грязеотбойником. Ниша передней стойки закрывается двумя парами створок. Передние
створки длиннее задних и открываются только в момент уборки/выпуска шасси,
находясь в закрытом положении при выпущенной стойке для снижения воздействия
бокового ветра. Основные стойки шасси одноколёсные (диаметр колёс - 1 м) и
оснащены тормозами. Их ниши расположены у наружных сторон воздухозаборников. При
уборке основные стойки совершают поворот по двум осям.
В значительной степени форма планера Су-57 определена применявшимися при его
проектировании технологиями снижения заметности, что характерно для всех
истребителей пятого поколения.
Масса планера снижена за счёт широкого применения композиционных материалов
- по
словам главного конструктора А. Давиденко, по массе композитные материалы
составляют 25 % веса пустого самолёта, а по площади поверхности - 70 %. Также он
отметил что, по сравнению с Су-27, в планере Су-57 в четыре раза меньше деталей.
Это позволяет уменьшить трудоёмкость и сократить время изготовления, что влияет
на снижение цены машины. Для защиты от поражения молниевым разрядом конструкций
из углепластика, выходящих на внешнюю поверхность планера, во ФГУП "ВИАМ" для
Су-57 разработано новое молниестойкое покрытие, также обеспечивающее снижение
массы самолёта.
Радиоэлектронная система Су-57 будет принципиально новой,
отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на
самолёте будет установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР,
но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных и
оптиколокационных станций, разнесённых по всей поверхности самолёта, фактически
составляя "умную обшивку". Константин Макиенко, редактор журнала Moscow Defense
Brief (англ.)русск., уточнил, что интегрированная многофункциональная
радиолокационная система Су-57 будет содержать 5 встроенных антенн.
Радиоэлектронное оборудование Су-57 включает радиолокационная
многофункциональная станция с ФАР Ш-121 / Н036 "Белка", бортовые и крыльевые РЛС
с ФАР, оптико-локационная станция ОЛС-50М. Обеспечивает обнаружение целей в
оптическом (ТВ-канал) и инфракрасном (тепловизор) диапазонах, комплекс средств
радиоэлектронного противодействия. Система управления самолетом -
электродистанционная. Самолет оборудован системой дозаправки топливом.
Система Ш121 разработана АО "НИИП имени В.В. Тихомирова" из Жуковского и
включает в себя РЛС Н036 и систему постановки электронных помех Л402. РЛС Н036
"Белка" включает в себя пять антенн с АФАР, три в Х-диапазоне и две в
L-диапазоне, которые контролируют пространство в 270 градусов (по 135 градусов
влево и вправо от оси самолета). Использование L-диапазона в работе РЛС в режиме
"воздух-воздух" является основным средством обнаружения малозаметных самолетов у
Т-50. По словам директора НИИП Юрия Белых, последняя РЛС Н036, выпущенная
опытном производством института, установлена на самолете Т-50-9. Будущие
самолеты будут оснащаться РЛС производства АО "Государственный Рязанский
приборный завод".
Бортовой комплекс обороны Л402 "Гималаи" разработки АО "Калужский
научно-исследовательский радиотехнический институт" и производства
ставропольского ПАО "Сигнал" имеет собственные антенны, но поскольку он работает
на тех же волнах, что и РЛС, он использует антенны Н036.
Оптико-электронный комплекс 101КС "Атолл" разработки АО "Производственное
объединение "Уральский оптико-механический завод" (УОМЗ) в Екатеринбурге
позволяет контролировать воздушное пространство в оптическом диапазоне по всему
периметру от самолета, а также защищать самолет от атакующих ракет. "Атолл"
состоит из системы ИРСТ 101КС-В, расположенную перед гондолами двигателей,
четыре датчика обнаружения ракет в ультрафиолетовом диапазоне, которые имеют
обзор в 360 градусов, а также два датчика 101КС-О, которые, согласно данным от
УОМЗ, являются системами постановки помех в инфракрасном диапазоне. Другой
датчик - 101КС-П состоит из небольшого прибора инфракрасного видения, который
помогает летчику в ходе маневров на малой высоте или при посадке. Кроме того,
ведется разработка контейнера навигации и целеуказания навигационного контейнера
101КС-Н.
5 декабря 2017 года в ЛИИ им. М. М. Громова совершил первый
полёт Су-57 с двигателем второго этапа АЛ-41Ф1 ("изделие 30"). Этот двигатель как
двигатели АЛ-41Ф ("изделие 117") фактически являются модернизированными
двигателями АЛ-31, установленными на истребителях Су-27 предыдущего поколения.
АЛ-41Ф1 ("Изделие 30") создается исходя из концепции "чистого листа" и должно выдать тягу
16-17 тонн, по сравнению с 14,5 тоннами в настоящее время. При этом будет
снижена масса, сокращено количество деталей и затраты на эксплуатацию. Двигатель
будет отличаться определенной малозаметностью. Холодная часть двигателя будет
состоять из трехступенчатого компрессора (по сравнению с четырьмя ступенями на
"изделии 117") и одноступенчатой турбины. Горячая часть будет оснащена
пятиступенчатым компрессором (вместо девяти ступеней) и одноступенчатой турбины.
Су-57 вооружен 30-мм пушкой 9А1-4071К (вариант пушки
ГШ-30-1). Пушка установлена в правом крыльевом наплыве. Пушка разработана
специалистами тульского КБП. Новое орудие является модернизированным вариантом
30-мм авиационной пушки ГШ-30-1 (9-А-4071К), производимой с 1980-х гг.
Боевая нагрузка: 1310-10000 кг. Точки подвески: внутренние 8
или 10; внешние 8 или 2. Су-57 способен применять целую
номенклатуру вооружений. Для воздушного боя, в отсеках
вооружения - 1620 кг. ракеты класса "воздух-воздух" типов РВВ-МД, РВВ-СД
(Изделие 180) и РВВ-БД
(Изделие 180-БД), обычно
8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД. Против наземных целей, в отсеках
вооружения: 4220 кг - управляемые ракеты "воздух-поверхность"
противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, высокоточная
Х-38МЭ, и самая современна крылатая ракета Х-59МК2. Последняя, к слову, была
испытана в Сирии в феврале текущего года. Она относится к высокоточному оружию,
способна огибать рельеф местности в полете и поражать цели на расстоянии до 300
км. Это одна из немногих в российском арсенале ракет, которые действуют по
принципу "выстрелил и забыл". Так же истребитель может нести
корректируемые авиабомбы типа КАБ-500 и др., обычные авиабомбы бомбы и
контейнеры с разной боевой нагрузкой. Стандартная загрузка -
8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД.
Также, вероятно, будут использоваться ракеты класса "воздух-воздух" КС-172 на
внешних узлах подвески. Всего для нового истребителя разрабатывается вооружение
14 типов, включая ракеты "воздух-воздух" малой, средней, большой и сверхбольшой
дальности, управляемые ракеты "воздух-поверхность" различного назначения, а
также корректируемые авиабомбы.
Ожидается что Су-57 получит новую управляемую ракету класса "воздух-воздух"
средней дальности К-77М. Она создается на базе ракеты Р-77, которая была
принята на вооружение ВВС страны еще в 1994 году. Базовая ракета Р-77
имеет дальность полета около 110 км, в то время как К-77М будет "бить" на 80 км
дальше. Главная задача новой ракеты К-77М – перехват высокоманевренных целей с
низкой радиолокационной заметностью. Это стало возможным благодаря более
совершенной головки самонаведения, в которой спрятана ячеистая антенная решетка.
Она позволяет автономно производить поиск и захват цели, а бортовой компьютер
ракеты рассчитывает возможные траектории движения вражеского самолета. Благодаря
этому, даже в случае применения активных помех, ракета продолжает лететь за
объектом согласно просчитанным вариантам до тех пор, пока не нормализуется
радио-электронный фон.
Малозаметность является одним из основных требований к
истребителю пятого поколения и означает комплекс мер, принятых для уменьшения
возможности обнаружения самолета в радио-, инфракрасном и видимом световом
диапазонах длин волн, а также акустически. Это станет одним из факторов
повышенной боевой выживаемости истребителя.
Снижение заметности Су-57 в радиодиапазоне обеспечиваются как формой,
поглощающими и отражающими радиоволны материалами в конструкции и покрытии
планера самолета, так и средствами РЭБ. В частности, кромки крыла и других
элементов планера ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а
поверхности наклонены в четко определенном диапазоне углов. Также в конструкции
исключено взаимное расположение поверхностей под углом 90° во избежание эффекта
уголкового отражателя. Радиопоглощающие материалы конструкции и покрытия планера
в значительной степени снижают силу отражаемых сигналов. В некоторых случаях
(напр. в остеклении кабины) применяются отражающие материалы.
Кроме того, снижение радиозаметности стало одной из основных
причин размещения части вооружения во внутренних отсеках. Благодаря этим мерам
отражаемый сигнал значительно ослабляется и направляется в сторону от источника.
В результате РЛС противника не получает информацию о пространственном положении
и скорости самолета. Поскольку абсолютной незаметности добиться невозможно,
всегда присутствует сигнал, который, отразившись от самолета, все-таки
возвращается к источнику. Его характеристика выражается значением эффективной
площади рассеяния (ЭПР), уменьшение которой, по сути, и является основной целью
мер снижения радиозаметности. Значение ЭПР самолета (объекта сложной формы)
существенно зависит от направления, из которого исходит излучение. Как правило,
ЭПР малозаметных истребителей намеренно делается ниже в передней полусфере, чем
в задней, что определяется основной тактикой их боевого применения. Стоит
заметить, что вышеприведенные меры наиболее эффективны против РЛС с совмещенными
приёмниками и передатчиками. Именно такими РЛС оснащаются истребители и иные
боевые самолеты любого противника. Такими же РЛС оснащены и ЗРК и ЗРПК ближнего
действия.
Снижение заметности в видимом диапазоне обеспечивается
камуфляжным (маскировочным) окрашиванием планера. Маскировочная окраска может
быть защитной (сливающейся с фоном) и деформирующей (искажающей зрительное
восприятие формы самолета). Последнее достигается окрашиванием выделяющихся
частей и краев планера в более темные цветовые тона и, напротив, окрашиванием в
более светлые тона не выделяющихся, центральных частей. Окраска первого летного
экземпляра Су-57 - зимняя, деформирующая.
Снижение тепловой (инфракрасной) и акустической (звуковой) заметности в
значительной степени определяется конструкцией двигателей самолета.
Также важную роль в малозаметности истребителя играет его способность оперативно
получать информацию о противнике, не обнаруживая себя. Для этого самолет должен
иметь систему пассивных датчиков и сенсоров и надежные каналы обмена
информацией.