В июле 1968 г. Великобритания,
ФРГ и Италия заключили соглашение о разработке истребителя-бомбардировщика
Tornado IDS для ВВС и ВМС своих
стран. В том же году Великобритания, которой требовался дальний перехватчик,
стала изучать возможность создания варианта такого самолета на основе
истребителя-бомбардировщика Tornado. Главным назначением нового самолета
должно было являться боевое патрулирование и перехват средних
бомбардировщиков и разведчиков - Ту-22, Ту-22М и Су-24, представлявших
наибольшую угрозу для Британских островов.
Рабочее проектирование
перехватчика Tornado ADV (Air Defence Variant -
вариант самолета ПВО) было одобрено в марте 1976 г., первый полет опытного
истребителя состоялся 27 октября 1979 г., а серийного самолета - 12 апреля
1984 г. Первые 18 истребителей, поставленные ВВС Великобритании к октябрю
1985 г., были выпущены в варианте Tornado F.2 с двумя двигателями RB.199 Mk.103. В
июле 1986 г. начались поставки перехватчиков в варианте F.3 с двигателями
RB.199 Mk.104 и усовершенствованным бортовым оборудованием. В дальнейшем на
самолетах F.2 также предполагается установить БРЭО истребителя F.3 (без
замены двигателей), после чего они получат обозначение F.2A.
ВВС Великобритании заказано 173
самолета Tornado ADV (в том числе 52 -
с двойным управлением). 24 истребителя закупила Саудовская Аравия (в том
числе шесть - с двойным управлением).
Состоит на вооружении ВВС
Великобритании (поставлено 173 самолета) и Саудовской Аравии (24 самолета).
Крупнейшим конфликтом, в котором приняли участие перехватчики Tornado ADV,
была война в зоне Персидского залива. Однако использование самолета было
весьма ограниченным (в отличие от ударного самолета Tornado IDS) и
нерезультативным. Tornado ADV привлекались к патрулированию воздушного
пространства над территорией Саудовской Аравии и Ирака, но не сбили ни
одного иракского самолета.
Особенности конструкции
Конструкция на 80% аналогична
исходному истребителю-бомбардировщику Tornado IDS. Основные отличия заключаются в удлинении на 1,96 м носовой
части фюзеляжа (для размещения новой РЛС) и добавлении секции за кабиной
экипажа для подфюзеляжной установки УР "Скайфлэш". Неподвижные части крыла
продлены вперед, и их стреловидность возросла с 60 до 67' с целью увеличения
хорды и компенсации смещения ЦМ самолета из-за удлинения фюзеляжа и
увеличения массы РЛС.
По сравнению с самолетом IDS запас топлива увеличен на 909 л за счет
установки топливного бака в дополнительной секции фюзеляжа. В передней части
фюзеляжа слева по борту расположена убирающаяся в полете
штанга-топливоприемник системы дозаправки топливом в воздухе.
Оборудование
Самолет оснащен многорежимной импульсно-доплеровской РЛС GEC Эвионикс AI-24
"Фоксхантер" с максимальной дальностью обнаружения воздушных целей класса
"бомбардировщик" 185 км и класса "истребитель" - 80 км. Станция способна
обнаруживать и сопровождать на проходе до 12 целей.Самолет оснащен
многорежимной импульсно-доплеровской РЛС GEC Эвионикс AI-24 "Фоксхантер" с
максимальной дальностью обнаружения воздушных целей класса "бомбардировщик"
185 км и класса "истребитель" - 80 км. Станция способна обнаруживать и
сопровождать на проходе до 12 целей.
Силовая установка. ТРДДФ RB.199-34R Mk.104 (2 х 7495 кгс).
Вооружение. Одна встроенная пушка IWKA-Маузер (27 мм). - На подфюзеляжных
узлах в полуутопленном положении подвешиваются четыре (по две тандемом) УР "Скайфлэш"
класса воздух-воздух с полуактивной моноимпульсной ГСН. Ракеты могут
поражать высоко и низко (до 75 м) летящие цели на дальности до 45 км в
условиях интенсивных помех. - На каждом из подкрыльевых пилонов могут
подвешиваться 1-2 УР AIM-9L "Сайдуиндер" с ТГСН.