Германия и Италия выступили заказчиками модели ударно-разведывательный истребителя на базе
Tornado GR.Mk.1. В начале 1980-х годов консорциум
Messerschmitt-Bolkow-Blohm разработал необходимый комплект аппаратуры, и в 1985 году британские Королевские ВВС
приступили к испытаниям модели Tornado с разведывательным оборудованием,
размещенным в пушечном отсеке машины.
Разведывательный вариант машины получил индекс
Tornado GR.Mk.1A.
В состав бортового оборудования входят многорежимная РЛС,
цифровая инерциальная навигационная система, центральная цифровая ЭВМ,
вычислитель аэродинамических параметров, радиолокационный высотомер,
лазерный дальномер, аппаратура систем радиолокационного опознавания
ближней навигации ТАКАН, РЛС следования рельефу местности в
автоматическом режиме (обеспечивается минимальная высота полета над
слабопересеченной местностью 60м).
В дополнение к этому
оборудованию на английском разведчике-бомбардировщике Tornado GR Mk.1A имеется встроенная
инфракрасная аппаратура, обеспечивающая плановую и боковую съемку
местности. Запись полученной от этой аппаратуры разведывательной
информации осуществляется на два записывающих устройства в каждом из
каналов съемки, что позволяет оператору просматривать ее на двух
индикаторах без прекращения процесса ведения разведки. В состав
контейнерной разведывательной аппаратуры входят два аэрофотоаппарата для
съемки с малых высот полета, телевизионная камера для дневной съемки при
низком уровне освещения и инфракрасная станция с линейной разверткой.
Этот самолет легко узнать по небольшому подфюзеляжному обтекателю и
прозрачным боковым панелями. 30 таких самолетов было
поставлено ВВС Великобритании, из них половина -
модернизированные Gr.Mk.1. Новые машины начали поступать в
эскадрильи, расположенные на территории Великобритании, в
1990 году. Так же подобные самолеты
поставлялись в ВВС Германии, Италии и
Саудовской Аравии.
Кроме истребителей-бомбардировщиков, в ходе операции "Буря в пустыне" активно использовались разведчики Tornado GR.Mk.1A, оснащенные ИК-сканирующей
системой "Винтен", установленной вместо пушек. Информация записывалась на видеомагнитофон, привязывалась к координатам и могла выводится на дисплей в кабине штурмана-оператора для
предварительной обработки и анализа. Самолет не мог "сбрасывать" разведывательную информацию наземным потребителям в реальном масштабе времени - кассеты с видеозаписью снимались с самолета лишь
после его посадки.
Основной задачей разведчиков стал поиск мобильных пусковых установок иракских баллистических ракет. Первый боевой вылет Tornado GR.Mk.1A состоялся 19
января. Вооружение самолетов состояло из двух УР AIM-9L, под крылом подвешивалось два ПТБ (2250 л) и один бак на 1500 л устанавливался под фюзеляжем.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Tornado GR.Mk.1A |
Размах крыла, м |
|
максимальный |
13.91 |
минимальный |
8.60 |
Длина, м |
16.72 |
Высота, м |
5.95 |
Площадь крыла, м2 |
31.00 |
Масса, кг |
|
пустого |
14090 |
максимальная взлетная |
28000 |
Топливо |
5090 |
во внутренних баках, кг |
4 x 1500 л или 2 х 1500+2 х 2250 л |
в ПТБ |
|
Тип двигателя |
2
ТРДДФ Turbo-Union RB.199-34R Mk.103 |
Тяга , кН |
|
нефорсированная |
2
х 38.48 |
форсированная |
2
х 71.50 |
Максимальная скорость, км/ч |
2337 (М=2.20) |
Крейсерская скорость, км/ч |
1040 |
Практическая дальность с ПТБ, км |
3900 |
Дальность действия, км |
1300 |
Практический потолок, м |
15240 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
7.5 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
Боевая нагрузка - 9000 кг на 7 узлах подвески. 2 УР воздух-воздух AIM-9B/L Sidewinder 7 антирадарных УР ALARM Бомбы разных типов : GBU-15 c оптическим наведением, Paveway с лазерным наведением, 454, 340, 227, 113 кг обычные бомбы, BL775 кластерные бомбы, напалмовые баки и специальные подвесные контейнеры, в том числе с антиаэродромными системами JP233. Контейнеры с аппаратурой РЭБ и разведки |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|