Непревзойденные маневренные возможности Су-27, которые неоднократно
демонстрировались на различных авиасалонах
мира, заставили западных авиаконструкторов
ускорить собственные разработки в этом
направлении. Наиболее продвинулись они по
программе создания тактического истребителя
повышенной маневренности Х-31А. У него установлены
носовые горизонтальные рули и крыло
дельтовидной формы, а воздухозаборник двигателя
оснащен подвижной нижней кромкой и расположен
под фюзеляжем. Однако главное отличие
конструкции Х-31 три большие пластины,
установленных на сопле реактивного двигателя. С
их помощью можно отклонять в нужном направлении
реактивную струю с минимальными потерями в тяге.
При этом отклонение основного потока более чем
на 100 позволяет использовать17% тяги двигателя в
любом выбранном направлении. Это резко
увеличивает маневренные возможности самолета во
всем диапазоне скоростей. Истребителем теперь
можно управлять, даже не прибегая к помощи к
поощи обычных аэродинамических рулей.
На Х-31А
установлено и крыло оригинальной конструкции.
Оно изогнуто в вертикальной плоскости и сужено
на концах. Испытаний подтвердили его хорошие
аэродинамические качества даже на больших углах
атаки как на трансзвуковых, так и сверхзвуковых
скоростях. Для повышения маневренности Х-31А
оснастили двигателем, тяга которого превышает
максимальный взлетный вес самолета, а также
системой автоматического управления (для
согласованного использования всех его
разнообразных управляющих устройств). Двигатель
устойчиво работает и развивает максимальную
тягу до углов атаки 700. Наличие носовых рулей и
изменяемый вектор тяги позволяют в этих условиях
предотвратить самопроизвольное «сваливание»
истребителя. В результате всех нововведений
летчик на Х-31А получил возможность сохранять
управление самолетом при выполнении практически
любого опасного маневра, попадании в режим срыва
и отказе двигателя.
Вторичным результатом стало
повышение безопасности полетов на Х-31А по
сравнению с обычными истребителями (испытания
Х-31А подтвердили выводы, полученные советскими и
российскими летчиками на самолетах Су-27, МиГ-29,
Су-35 и Су-37). Особенности конструкции Х-31А
заставили конструкторов несколько изменить
традиционные органы управления и отображения
информации. На ручке управления они установили
дополнительный переключатель принудительного
включения режима срыва воздушного потока, а на
индикаторе, проецируемом на лобовое стекло,
введена дополнительная отметка, которая
показывает летчику реальное угловое положении
самолета в пространстве и его предстоящей
траектории движения при включенном режиме
принудительного срыва воздушного потока. Все это
позволило максимально использовать повышенные
маневренные возможности Х-31А, что положительно
сказалось на результатах учебных воздушных боев.
Выяснилось, например, что теперь противнику
стало трудно предвидеть траекторию полета
нового истребителя при включенном на нем режиме
принудительного срыва воздушного потока. Летчик
же на Х-31А за счет увеличения времени удержания
цели получил возможность увеличить количество
пусков ракет по ней, более чем вдвое. Считается
также, что увеличение маневренности самолета на
15 процентов снижает на 75 процентов потери от огня
средств ПВО. Работы по созданию самолетов
истребителей повышенной маневренности в
последнее время ведутся и конструкторами других
фирм. Так, специалисты американской фирма
«Грумман» разработали истребитель Х-29А с крылом обратной стреловидности.
Летные испытания экспериментального образца подтвердили его высокие
маневренные качества. Например, полный вираж он выполняет с радиусом менее
400. Управление вектором тяги двигателя планируется использовать на
перспективном истребителе короткого взлета и посадки - STOVL.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Х-31А |
Размах крыльев, м |
7.26 |
Длина, м |
14.85 |
Высота, м |
4.44 |
Площадь крыла, м2 |
21.02 |
Уд. нагрузка на крыло (средняя),кг/м2 |
270 |
Масса, кг |
|
нормальная взлетная |
6623 |
максимальная взлетная |
7228 |
Масса топлива во внутренних баках, кг |
1870 |
Двигатель |
1 ТРД
General Electric F404-GE-400 |
Тяга, кН |
1 х 71.17 |
Тяговооруженность |
1,1 |
Максимальное число Маха, М |
1,3 |
Максимальная скорость, км/ч |
2752 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
13106 |
Практический потолок, м |
12190 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|