Уголок неба ¦ Rockwell, MBB X-31A

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная экспериментальныеистребители
   X-31A
       
Разработчик: Rockwell, MBB
Страна: США
Первый полет: 1990
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Непревзойденные маневренные возможности Су-27, которые неоднократно демонстрировались на различных авиасалонах мира, заставили западных авиаконструкторов ускорить собственные разработки в этом направлении. Наиболее продвинулись они по программе создания тактического истребителя повышенной маневренности Х-31А. У него установлены носовые горизонтальные рули и крыло дельтовидной формы, а воздухозаборник двигателя оснащен подвижной нижней кромкой и расположен под фюзеляжем. Однако главное отличие конструкции Х-31 три большие пластины, установленных на сопле реактивного двигателя. С их помощью можно отклонять в нужном направлении реактивную струю с минимальными потерями в тяге. При этом отклонение основного потока более чем на 100 позволяет использовать17% тяги двигателя в любом выбранном направлении. Это резко увеличивает маневренные возможности самолета во всем диапазоне скоростей. Истребителем теперь можно управлять, даже не прибегая к помощи к поощи обычных аэродинамических рулей.

На Х-31А установлено и крыло оригинальной конструкции. Оно изогнуто в вертикальной плоскости и сужено на концах. Испытаний подтвердили его хорошие аэродинамические качества даже на больших углах атаки как на трансзвуковых, так и сверхзвуковых скоростях. Для повышения маневренности Х-31А оснастили двигателем, тяга которого превышает максимальный взлетный вес самолета, а также системой автоматического управления (для согласованного использования всех его разнообразных управляющих устройств). Двигатель устойчиво работает и развивает максимальную тягу до углов атаки 700. Наличие носовых рулей и изменяемый вектор тяги позволяют в этих условиях предотвратить самопроизвольное «сваливание» истребителя. В результате всех нововведений летчик на Х-31А получил возможность сохранять управление самолетом при выполнении практически любого опасного маневра, попадании в режим срыва и отказе двигателя.

Вторичным результатом стало повышение безопасности полетов на Х-31А по сравнению с обычными истребителями (испытания Х-31А подтвердили выводы, полученные советскими и российскими летчиками на самолетах Су-27, МиГ-29, Су-35 и Су-37). Особенности конструкции Х-31А заставили конструкторов несколько изменить традиционные органы управления и отображения информации. На ручке управления они установили дополнительный переключатель принудительного включения режима срыва воздушного потока, а на индикаторе, проецируемом на лобовое стекло, введена дополнительная отметка, которая показывает летчику реальное угловое положении самолета в пространстве и его предстоящей траектории движения при включенном режиме принудительного срыва воздушного потока. Все это позволило максимально использовать повышенные маневренные возможности Х-31А, что положительно сказалось на результатах учебных воздушных боев. Выяснилось, например, что теперь противнику стало трудно предвидеть траекторию полета нового истребителя при включенном на нем режиме принудительного срыва воздушного потока. Летчик же на Х-31А за счет увеличения времени удержания цели получил возможность увеличить количество пусков ракет по ней, более чем вдвое. Считается также, что увеличение маневренности самолета на 15 процентов снижает на 75 процентов потери от огня средств ПВО. Работы по созданию самолетов истребителей повышенной маневренности в последнее время ведутся и конструкторами других фирм. Так, специалисты американской фирма «Грумман» разработали истребитель Х-29А с крылом обратной стреловидности. Летные испытания экспериментального образца подтвердили его высокие маневренные качества. Например, полный вираж он выполняет с радиусом менее 400. Управление вектором тяги двигателя планируется использовать на перспективном истребителе короткого взлета и посадки - STOVL.



 



 ЛТХ:
Модификация   Х-31А
Размах крыльев, м   7.26
Длина, м   14.85
Высота, м   4.44
Площадь крыла, м2   21.02
Уд. нагрузка на крыло (средняя),кг/м2   270
Масса, кг  
  нормальная взлетная   6623
  максимальная взлетная   7228
Масса топлива во внутренних баках, кг   1870
Двигатель   1 ТРД General Electric F404-GE-400
Тяга, кН   1 х 71.17
Тяговооруженность   1,1
Максимальное число Маха, М   1,3
Максимальная скорость, км/ч   2752
Максимальная скороподъемность, м/мин   13106
Практический потолок, м   12190
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

Крылья Родины. Лев Берне. Пионеры сверхманевренности
Dryden Flight Research Center. X-31 EFMD Enhanced Maneuverability Research Aircraft
Flug Revue Online. Aircraft Gallery: EADS/Boeing X-31
Boeing North American: History. Building for the Future - X-31A Test Vehicle


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: