В начале 50-х гг. вышло несколько правительственных постановлений о
создании управляемого ракетного
авиационного вооружения и на его основе
- авиационных комплексов перехвата
воздушных целей. Проектирование ракет
было поручено одновременно нескольким
конструкторским бюро. Так, в ОКБ-2 под
руководством П.Д.Грушина создавались
системы К-5, К-6 и К-51, в ОКБ-134 И.И.Торопова -
К-75 и К-7 (в варианте К-7л с полуактивным
радиолокационным наведением и К-7с с ТГС),
в ОКБ-4 М.Р.Бисновата - система К-8 (также в
двух вариантах). Разработчикам
вооружения, самолетов и бортового
радиолокационного оборудования
предписывалось работать совместно. Все
истребительные КБ получили задание
оборудовать образцы своих изделий для
оценки их в качестве носителей
управляемого реактивного оружия. ОКБ-115
предстояло переоборудовать и испытать
серийный Як-25М.
В 1955 г. на доработанном Як-25М прошла
испытания система вооружения К-5,
включавшая ракеты РС-1У и пусковые
устройства. На перехватчике при этом
произвели следующие изменения: РЛС "Сокол"
заменили на специально
модернизированную станцию "Изумруд",
между гондолами двигателей и фюзеляжем
установили пилоны подвески ракет по два
с каждого борта, сняли пушечное
вооружение и разместили необходимое
дополнительное оборудование. Самолет
получил обозначение Як-25К, а авиационный
комплекс в целом - Як-25К-5. Испытания
проводились как с боевыми ракетами, так
и с макетами. В этот же период испытания
К-5 проводились на МиГ-17ПФ (СП-6). После их
завершения на обоих самолетах-носителях
систему К-5 приняли на вооружение (ракеты
выпускались под шифром "изд. М", позднее
- "изд. И"), а перехватчики запустили в
серию под обозначениями Як-25К и МиГ-17ПФУ.
Оба самолета выпускались в очень
ограниченном количестве. Более широкое
применение нашли МиГи, которые состояли
на вооружении авиации ПВО вплоть до
начала 70-х гг.
В начале 1956 г. серийный экземпляр Як-25К
№1608, согласно приказу МАП от 5 ноября 1955
г., переоборудовали под опытные ракеты "тип
129" системы К-75. При этом на самолете
установили доработанную под новую
систему РЛС "Изумруд" и оптический
прицел АСП-3НМ, а также автоматы подачи
топлива АУПТ. Испытания комплекса Як-25К-75
проходили с 5 марта по 10 июля 1956 г. Их
проводили ведущий летчик-испытатель Ф.Л.Абрамов,
летчик-испытатель Е.Н.Пряничников,
штурманы Г.Н.Улехин и В.Н.Макаров. Всего
выполнили 23 полета общей
продолжительностью 16 ч 34 мин. При
взлетной массе 8830 кг (четыре ракеты - 324
кг, топливо - 2650 кг) скорость на высоте 5000
м составляла 1000 км/ч, на 10000 м - 950 км/ч, а
при пологом снижении с 11000 м самолет
разогнали до скорости М=1,07. Практический
потолок снизился до 13600 м, время набора
высоты 5000 м увеличилось до 2,5 мин, а 10000 м -
до 6,0 мин. Устойчивость и управляемость
самолета практически не отличались от
серийного Як-25М. Программа выполнялась в
основном с макетами ракет, но в трех
случаях выполнили одиночные реальные
пуски в горизонтальном полете на
высотах 5000 и 12000 м. Дальность обнаружения
цели типа Ил-28 на высотах от 5000 до 8000 м
составляла 7-7,5 км, а уверенный захват
происходил на расстоянии 4-4,5 км. В целом
самолет получил хорошую оценку, но после
проведения полного цикла испытаний
комплекса К-75 его на вооружение
принимать не стали.
Испытывался и комплекс перехвата Як-25К-7л,
ракеты которого имели большие габариты
и массу по сравнению с РС-1У и "129",
поэтому число подвесок пришлось
уменьшить вдвое. Комплекс постигла та же
участь, что и Як-25К-75.
К концу 1956 г. ОКБ-4 подготовило к
испытаниям систему К-8. Входившая в нее
ракета имела ТГС типа С1-У. Отработка
комплекса и его заводские испытания
проводились на четырех перехватчиках, в
том числе двух переоборудованных Як-25К
(№0119 и №1110). На самолеты установили
доработанную под систему К-8 РЛС "Сокол-2К",
два пилона, другое оборудование. Для
определения оптимальной конфигурации
пусковых устройств исследовались их
различные варианты: самолет №1110
оснастили пилонами с передним выносом, а
№0119 - с задним. В некоторых документах
машина №1110 обозначалась Як-25С К-8, т.е.
как серийный перехватчик Як-25К с
системой вооружения К-8. За период
испытаний на Як-25К-8 выполнили 111 полетов,
в том числе 72 - с ракетами, и произвели 42
пуска (из них 2 - по мишеням). Система К-8 по
сравнению со всеми предыдущими
оказалась наиболее удачной, но
принимать на вооружение комплекс Як-25К-8
при уже проходивших испытания
прототипах более совершенного
перехватчика Як-27 не имело смысла.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Як-25К |
Размах крыльев, м |
10.96 |
Длина, м |
15.67 |
Площадь крыла, м2 |
28.95 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5720 |
нормальная взлетная |
8830 |
максимальная взлетная |
10045 |
Двигатели |
2 ТРД РД-5А |
Тяга, кгс |
2 х 2000 |
Максимальная скорость, км/ч |
1090 |
Практическая дальность полета, км |
2700 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
2000 |
Практический потолок, м |
13600 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
две 37-мм пушки Н-37Л с 50(100) патронами на пушку 2-4 УР воздух-воздух РС-1У, РС-2У |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Як-25К с УР К-8 |
|
Як-25 с УР К-75 |
|
Уголок неба. 2008
|