Появление перехватчика Як-27 совпало с созданием первых отечественных
самонаводящихся ракет. На основании постановления правительства от 30 марта и
приказа ГКАТ от 4 апреля 1955 года под ракету К-8, созданную в коллективе,
которым руководил М.Р. Бисноват, спроектировали самолет-перехватчик, получивший
обозначение Як-27К, а для отработки и испытаний комплекса Як-27К-8
переоборудовали четыре (включая три серийных) Як-27. Ракеты располагались на
пусковых устройствах, размещенных между фюзеляжем и гондолами двигателей
истребителя.
Опытный самолет
строился на заводе ОКБ-115 как второй прототип Як-121 и конструктивно
мало отличался от первой опытной машины. Обтекатель РЛС стал немного
короче, стабилизатор сделали переставным в полете, установили двигатели
РД-9Ф. Емкость четырех внутренних топливных баков составляла 3215 л.
Пилоны под ракеты К-8, как и на опытном Як-25К No.0119,
имели обратный вынос.
Опытный экземпляр Як-27К построили в августе 1956 г. Первый этап его заводских
испытаний проходил в сентябре-ноябре 1956 г. 6 октября того же года ведущим
летчиком по испытанию Як-27К назначили Г.А.Тинякова. Руководил заводскими
испытаниями ракетоносца Ч.Г.Гадзаов
Заводские испытания ракет К-8 (без пусков) начались в подмосковном Жуковском на
двух летающих лабораториях Як-25М. Затем, после гибели Тинякова, их продолжил на
опытном экземпляре Як-27К-8 летчик-испытатель В.М.Волков. Эти полеты показали,
что вооружение требует доводки, затянувшейся цо весны 1957 г. Следующий этап
летных испытаний ракетного вооружения начался в мае 1957 года. Летом к ним подключился второй серийный истребитель Як-27 (заводской
No.0201)
Летные испытания "восьмерки" начались во Владимировке (ныне г. Ахтубинск,
Астраханская область), где находился 6-й ГосНИИ ВВС в январе 1958 г. Первый
полет Як-27К во Владимировке 17 января 1958 года закончился катастрофой. После отрыва от ВПП переднего колеса у
самолета появилась тенденция к дальнейшему росту угла атаки. Пилотировавшие
Як-27К командир авиаполка боевого применения A.М.Хитров и летчик-испытатель ЛИИ B.Н.Завадский не смогли справиться с машиной, поскольку стабилизатор стоял под
углом минус 0,25° вместо положенных плюс 1,5°. В результате - прогрессирующий
рост угла атаки, приведший к потере скорости и сваливанию
После этого случая испытания Як-27К поручили летчикам НИИ ВВС. В частности, на
нем летали Г.Т.Береговой, С.А.Микоян и П.Ф.Кабрелев, а также операторы РЛС
Бурлаков и Иньков. От промышленности испытаниями К-8 занимались летчики
М.П.Киржаев, МЛ.Петушков и В.А.Шевченко.
С 12 апреля 1958 года начались заводские испытания трех серийных самолетов,
доработанных в вариант перехватчика Як-27К (заводские No.0503, 0104 и 0204) с РЛС
"Сокол-2К" и двигателями РД-9Ч Радиолокационную станцию, переименованную
впоследствии в "Орел", разработали в ОКБ-33 МАП под руководством Г.М.
Кунявского.
Кроме трех упомянутых машин, в 1957 г. системой
вооружения К-8 был оборудован и первый пушечный
серийный Як-27 No.0201. Тогда же на нем установили
доработанное крыло. Контрольные испытания этого
истребителя с целью проверки работы двигателей,
оценки устойчивости и управляемости, а также
определения его скоростных характеристик провел
в декабре летчик-испытатель Ф.Л.Абрамов, выполнив
3 полета общей продолжительностью 1414 мин. До
конца мая 1958 г. Як-27 No.0201 участвовал отработке и
заводских испытаниях системы К-8, проходивших на
6-м полигоне Минобороны в Ахтубинске (в/ч 15650).
Наряду с ним, в этих работах задействовались два
перехватчика Як-25К и опытный Як-27К. На этой машине
выполнили 41 полет общей продолжительностью 24 ч 42
мин, на Як-27 No.0201 - еще 3 полета.
По результатам испытаний Як-27К достиг максимальной скорости 1270 км/ч, что
превышало расчетную, потолок - 16 300 м (видимо, без ракет), продолжительность
полета с ракетами - 1 час 27 минут. Максимальная дальность при этом составила
1260 км
Было произведено 7 пусков
ракет, из них один - по парашютной мишени ПМ-1, а два - по
самолетам-мишеням Ил-28М. Стрельбы по самолетам производились на высотах
9000-10000 м с дистанции 5-6 км (дальность обнаружения цели - 33-35 км).
Оба Ила удалось сбить.
Из мемуаров С.А.Микояна следует, что первую радиоуправляемую мишень Ил-28М он и
оператор Бурлаков сбили ракетой К-8, оснащенной тепловой головкой самонаведения,
20 февраля 1958 г. Однако из документов ГКАТ следует, что в ходе заводских
испытаний Як-27К первые мишени Ил-28М были сбиты 23 и 29 мая 1958 г.
В соответствии с распоряжением правительства в 1958-м заведу в Саратове
предписывалось изготовить из прошлогодних заделов 19 перехватчиков,
предназначавшихся для испытаний управляемых ракет, оборудования и двигателей,
отработки систем перехвата и накопления опыта эксплуатации ЖРД.
Для ВВС планировалось передать четыре Як-27 с пушечным вооружением и два Як-27К
с ракетами К-8. Для авиационной промышленности - восемь машин Як-27К с ракетами
К-8 и пять Як-27В с ЖРД. Всего же завод No. 292 построил в 1957-м 10 перехватчиков
Як-27 разных модификаций, в том числе три Як-27К и в следующем году - пять
Як-27В. Восемь из них были с доработанным крылом, отличавшимся смещенными к
корневой нервюре элеронами и отклоненными вниз носками его концевых частей.
Як-27К получил достаточно хорошую оценку летчиков, но в 1958 г. на
вооружение авиации ПВО приняли новый комплекс перехвата Су-9-51 с
перспективой замены системы К-51 системой К-8. Этот самолет по своим
характеристикам значительно превосходил Як-27К и тем самым перечеркнул
его карьеру.
Як-27К остался в числе опытных машин, но внес свой вклад в испытания и доводку
ракет К-8. Как перехватчик, Як-27К имел недостаточную скорость и малую
продолжительность полета. В то время уже разрабатывались более скоростные и
дополнявшие друг друга перехватчики Су-11 и Ту-128.