Продолжая поиск наиболее эффективной схемы и конструкции легкого маневренного фронтового истребителя, коллектив ОКБ, возглавляемого А.С.Яковлевым, в 1948 г. передал на испытания
самолет Як-30 (первый с этим названием). По сравнению с предшествовавшим ему истребителем Як-25 на новой машине конструкторы впервые в своей практике применили стреловидное крыло с углом 35° по линии
четверти хорд. Двухлонжеронное крыло площадью 15,1 м2 имело щелевой закрылок, отклонявшийся на 20° при взлете и 50° на посадке. Для устранения перетекания пограничного слоя к концу
крыла на его верхней поверхности устанавливались гребни - аэродинамические перегородки. Основное вооружение - три пушки калибра 23 мм с боекомплектом по 75 снарядов на каждую -
размещалось в носовой части фюзеляжа под кабиной пилота. Взлетный вес истребителя с нормальным запасом топлива в 830 литров в основных баках - 3330 кг. С двумя подвесными
топливными баками общей вместимостью 360 л взлетный вес достигал 3650 кг. Испытания Як-30, начатые в сентябре 1948 г., прошли нормально. Впервые примененное стреловидное крыло вело себя вполне
"прилично". При его доводке, выполненной в короткий срок,
работники ОКБ широко использовали опыт, накопленный коллективами, возглавляемыми С.А.Лавочкиным и А.И.Микояном, которые несколько раньше применили аналогичные по аэродинамической
компоновке стреловидные крылья на истребителях Ла-15 и МиГ-15. Выполнявший заводские испытания летчик С.Н.Анохин хорошо отозвался о Як-30. Истребитель оказался достаточно прост в
пилотировании, на нем можно было выполнять фигуры прямого и обратного высшего пилотажа с переменой знака перегрузок. Применение стреловидного крыла позволило в ходе испытаний, что
называется, "в чистом виде" выявить его влияние на летные характеристики машины. У земли Як-30 показал максимальную скорость 930 км/ч - на 20 км/ч меньше, чем прямокрылый Як-25.
Зато с увеличением высоты полета убедительно проявились преимущества крыла стреловидной формы. На высоте 5500 м самолет достиг скорости 1010 км/ч - на 45 км/ч больше, чем развивал
его предшественник, а на 10 тыс. м летал со скоростью 970 км/ч - на 60 км/ч быстрее Як-25. Лучшей у Як-30 была и скороподъемность, высоту 5 тыс. м он набирал за 2,2 минуты.
Стреловидность крыла практически не повлияла на потолок, дальность и продолжительность полета истребителя. Однако время виража и посадочная скорость при стреловидном крыле
несколько возросли, соответственно увеличилась и длина пробега. Испытания показали, что новый истребитель со стреловидным крылом во многом превосходит прямокрылого предшественника. В начале 1949 г. в ОКБ был построен улучшенный вариант
истребителя - Як-30Д с усовершенствованной корневой частью крыла, в конструкцию которого был введен и так называемый "внутренний подкос", установлены воздушные тормоза. Щелевой
закрылок заменили на выдвижной, увеличили запас топлива и боекомплект. По-иному на Як-30Д скомпоновали силовую установку, внесли изменения в кислородное и радиооборудование. В
результате нововведений взлетный вес истребителя увеличился с нормальной заправкой топливом до 3440 кг; с подвесными баками - до 4015 кг. Максимальная скорость Як-30Д у земли
достигла 1025 км/ч, а дальность полета - 1950 км. Однако к 1949 г. характеристики даже улучшенного Як-30 уже не отвечали возрастающим требованиям к легким фронтовым истребителям.
Поэтому Як-30 и Як-30Д остались лишь в опытных экземплярах.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Як-30 |
Размах крыла, м |
8.65 |
Длина, м |
8.86 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
15.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2415 |
максимальная взлетная |
3630 |
Тип двигателя |
1 РД РД-500 |
Тяга, кгс |
1 х 1590 |
Максимальная скорость , км/ч |
1025 |
Практическая дальность, км |
|
с ПТБ |
1000 |
без ПТБ |
1500 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
2460 |
Практический потолок, м |
15000 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
три 23-мм пушки HP-23 (боезапас по 75 снарядов) |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Схемы:
|
Як-30Д |
|
Уголок неба. 2008
|