За 10 лет, прошедших после первого взлета, Як-38 прошел
всесторонние испытания, претерпел ряд конструктивных усовершенствований и в
конечном счете вполне освоил профессию палубного штурмовика. Однако, несмотря на
применение ВКР и доработку силовой установки, его боевая эффективность все еще
оставляла желать лучшего. Реальная оценка ситуации позволила ведущим
специалистам ОКБ еще в феврале 1980 г. подготовить решение о совместной (МАП,
ВВС, ВМФ) разработке долгосрочной программы, направленной на расширение боевых
возможностей самолета. В результате 27 марта 1981 г. вышло решение Комиссии
Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам No.280 о проведении
глубокой модификации штурмовика - создании варианта Як-38М.
При этом ставка делалась на новые двигатели. МНПО "Союз" под руководством О.
Фаворского путем кардинальной переработки Р-27В-300 создало ПМД Р-28-300 с
максимальной горизонтальной тягой 7100 кгс и вертикальной 6700 кгс. Одновременно
конструкторы Рыбинского ОКБ улучшили параметры своих ПД, доведя тягу нового
РД-38 до 3250 кгс.
Два прототипа Як-38М были построены в ОКБ в 1982 г. Прирост тяги ПД и ПМД
позволил на полтонны поднять взлетную массу новой машины, что дало возможность
увеличить ее боевой потенциал. В первую очередь - дальность полета, для чего
была предусмотрена установка подвесных топливных баков. Некоторым изменениям
подверглась конструкция фюзеляжа, главным образом в зоне воздухозаборников.
Кроме того, самолет получил управляемую переднюю стойку шасси, расширенный
состав оборудования и вооружения. Арсенал штурмовика пополнился кассетами
РБК-500 и ракетами Х-25МР класса "воздух-поверхность".
30 ноября 1982 г. летчик-испытатель Митиков выполнил на Як-38М (сер. No.0413, борт
"82") первое висение, а 10 февраля 1983 г. - первый полет по "полному профилю".
Заводские испытания машины прошли с 7 декабря 1982 г. по 3 июня 1983 г., после
чего самолет был передан на совместные Государственные испытания, этап "А",
завершившийся в конце 1983 г. По их результатам были выданы рекомендации о
запуске Як-38М в серийное производство. Этап "Б" ГСП закончен в июне 1985 г.
Ведущим инженером от ОКБ был Г.А.Федотов.
Як-38М был принят на вооружение и поступил в эксплуатацию на авианесущие
корабли, однако ожидаемого резкого повышения их боевого потенциала не принес.
Новые двигатели оказались даже более "прожорливыми", чем их предшественники,
поэтому ТТХ штурмовика улучшились незначительно, и его ударные возможности
продолжали оставаться ограниченными. Тем не менее, Як-38М добросовестно
отслужили положенное время и с июля 1991 г. стали выводиться в резерв.
Як-38М - цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с крылом малого
удлинения, стреловидным хвостовым оперением, убирающимся шасси и герметичной
кабиной. Для размещения в ангаре авианесущих кораблей концевые части крыла
складываются вверх с помощью гидроцилиндров. Основными конструкционными
материалами планера являются алюминиевые сплавы, в том числе впервые примененный
сплав 01420Т1, обладающий высокой коррозионной стойкостью и малым удельным весом
(2,43 г/куб.см).
Фюзеляж - стрингерный полумонокок переменного сечения. Технологически разделен
на головную и хвостовую части, разъем между ними по шп.No.29 служит для установки
и замены ПМД. Кабина летчика вентиляционного типа, оснащена комплектом высотного
оборудования. Наддув кабины производится кондиционированным воздухом, отбираемым
от компрессора ПМД. В хвостовой части фюзеляжа установлена парашютно-тормозная
система ПТК-36М, рабочая площадь купола тормозного парашюта -13 кв.м.
Крыло - двухлонжеронное с подкосной балкой, разъемное с фюзеляжем, оснащено
элеронами и выдвижными закрылками. Угол стреловидности по передней кромке 45°,
поперечного"V" - 10°, установки - 0°. Профиль крыла в корне - П-53с-6, на
законцовке - С-12с-6. Площадь элерона - 0,98 кв.м, закрылка -1,08 кв.м, триммера
элерона - 0,0453 кв.м. Углы отклонения элеронов - по 24°, триммера элерона - по
17°, закрылки отклоняются на 35°.
Хвостовое оперение состоит из фиксированного стабилизатора и киля с рулями
высоты и направления. Вертикальное оперение имеет площадь 4,23 кв.м. Угол
стреловидности по передней кромке - 53°. Площадь руля направления 0,975 кв.м,
триммера руля направления -0,096 кв.м. Углы отклонения руля направления вправо и
влево - по 30°, триммера руля направления - по 17,5° в обе стороны. Управление
рулем безбустерное.
Шасси - трехопорное. Колеса основных стоек - тормозные с пневматиками низкого
давления КТ61/3 (660x200), носовой стойки- К-298 (600x150). На трех опытных и
первых десяти серийных самолетах колея шасси составляла 2,2 м, затем была
увеличена до 2,75 м. Амортизация - масляно-воздушная.
Силовая установка состоит из одного подъемно-маршевого двигателя (ПМД) Р-28-300
и двух подъемных двигателей (ПД) РД-38. ПМД расположен в средней части фюзеляжа,
имеет боковые однорежимные воздухозаборники с отделением пограничного слоя и
нерегулируемое реактивное сопло с двумя поворотными насадками. Последние
соединены поперечным валом и синхронно поворачиваются гидроприводами с целью
изменения вектора тяги соответственно этапам полета. Запуск ПМД электрический,
производится от наземного или корабельного агрегата. ПД расположены один за
другим в передней части фюзеляжа за кабиной летчика. Однорежимные
воздухозаборники подъемных двигателей размещены под верхней створкой отсека ПД.
Реактивные сопла ПД закрыты управляемыми створками. Двигатели работают на
реактивном топливе Т-1, ТС-1, Т-2, РТ, 2750 кг которого на самолете размещается
в двух внутренних кессон-баках: баке No. 1, расположенном в отсеке между ПД и ПМД,
и баке No.2 в хвостовой части фюзеляжа. На Як-38М предусмотрена подвеска под
крылом двух сбрасываемых топливных баков по 400 кг каждый. Выработка топлива
регулируется автоматически по сигналам топливомера ТПР1-9, а также в ручном
режиме. Питание ПМД топливом при отрицательных и нулевых перегрузках
обеспечивается двумя топливными аккумуляторами, установленными в баке No.1.
Заправка - централизованная под давлением.
Система управления самолетом наряду с обычными органами аэродинамического
управления включает отдельную систему реактивного управления, струйные рули
которой расположены в носовой и хвостовой частях фюзеляжа и в законцовках крыла.
Рабочим телом в системе реактивного управления служит воздух, отбираемый от
компрессора ПМД (до 10 кг/с). Для повышения эффективности продольного управления
на вертикальных и переходных режимах полета реализовано автоматическое изменение
тяг ПД и ПМД. На самолете установлена дублированная система автоматического
управления САУ-36, исполнительными органами которой являются электрические
рулевые агрегаты РАУ-107А и необратимые гидроусилители БУ-150В.
На самолете установлены три автономные гидросистемы:
- основная бустерная, обеспечивающая питание бустеров управления самолетом,
замковых и силовых цилиндров складывающихся частей крыла;
- дублирующая бустерная для питания бустеров управления самолетом в случае
выхода из строя основной бустерной гидросистемы;
- гидросистема силовых приводов, обеспечивающая уборку и выпуск шасси,
закрылков, открытие и закрытие створок отсека ПД, заслонок отбора и подачи
воздуха на запуск подъемных двигателей. Источником питания основной бустерной
гидросистемы является насос НП 72МВ, установленный на коробке приводов ПМД. В
качестве рабочей жидкости применено масло АМГ-10, резерв которого размещается
в гидробаке. Рабочей жидкостью гидросистемы силовых приводов и дублирующей
гидросистемы служит топливо, отбираемое от топливной системы ПМД через
электромагнитный кран.
Пневмосистема самолета состоит из двух автономных систем:
аварийной и резервной с общей магистралью зарядки. Первая осуществляет рабочее
торможение колес, аварийный выпуск шасси, закрылков, аварийное открытие створок
отсека ПД, выпуск и сброс тормозного парашюта. Резервная пневмосистема
предназначена для аварийного торможения колес главных ног шасси и аварийного
выпуска (без сброса) тормозного парашюта.
Электросистема включает: генератор постоянного тока ГСР-СТ-18/70КИС, генератор
переменного тока ГТ-16ПЧ8Д, две аккумуляторные батареи 15СЦС-45 в качестве
аварийных источников питания, преобразователи постоянного тока в переменный
ПО-750А и ПГ-500Ц, проводку и потребители электроэнергии.
Пилотажно-навигационное, прицельное, радио- и радиоэлектронное оборудование
обеспечивает решение боевых задач днем в простых и сложных метеоусловиях при
наземном и корабельном базировании.
На самолете Як-38М установлена система автоматической регистрации параметров
полета (САРПП) типа "Тестер УЗЛ" со спасаемым аварийно-эксплуатационным накопителем "Опушка-ВМ", которая позволяет записывать на магнитную пленку
основные параметры работы всех двигателей, обеспечивающих их работу систем, а
также параметры траектории на всех режимах полета. Система включается
автоматически после нажатия кнопки "Запуск ПМД" и отключается после отключения питания в бортовой сети. В случае столкновения самолета с водой или землей обеспечивается сохранность
записи, т.к. накопитель "Опушка-ВМ" размещен в
хвостовой части фюзеляжа и заключен в бронированный корпус, отстреливаемый в
аварийной ситуации. Корпус обладает плавучестью и снабжен радиомаяком для
облегчения его поиска.
Система спасения Як-38М не имеет аналогов в мировой практике. Ввиду того, что на
режимах вертикального взлета или посадки аварийная ситуация может развиваться
практически мгновенно, то для гарантированного спасения летчика самолет оснащен
системой принудительного катапультирования СК-3М. Исполнительная команда на
катапультирование вырабатывается при достижении самолетом определенных углов
крена, пикирования, кабрирования, а также при сочетании по знаку определенных
величин углов и угловых скоростей крена, пикирования и кабрирования самолета.
Информацию об углах и угловых скоростях крена и тангажа система получает от
бортовой системы управления и собственных датчиков. Система отключается
автоматически, если угол сопел ПМД превышает 67° от вертикали. Кроме
автоматической системы СК-3М, комплекс средств аварийного покидания самолета
включает:
- катапультное кресло КЯ-1М (на четырех опытных и первых десяти серийных
самолетах) либо унифицированное кресло К-36ВМ с носимым аварийным запасом (с
самолета сер. No. 2709), обеспечивающее спасение летчика при нулевых значениях
скорости и высоты;
- механизм сброса левой руки летчика с РУД;
- пиромеханическую систему аварийного сброса откидной части фонаря;
- спецснаряжение летчика (высотный морской спасательный костюм ВМСК-4 и ЗШ-5А).
Прицельное оборудование Як-38М состоит из стрелкового прицела АСП-ПФД-21 и
аппаратуры "Дельта-НГ2" радиокомандного наведения ракет Х-23 (Х-25МР).
Вооружение самолета подвешивается на четырех подкрыльевых пилонах, способных
нести:
- управляемые ракеты Р-60, Р-60М или Х-23М (Х-25МР) с гондолой аппаратуры
"Дельта-НГ2";
- блоки типа УБ-32А, УБ-32М и УБ-16-57УМП с неуправляемыми ракетами типа
С-5;
- блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами типа С-8;
- неуправляемые авиационные реактивные снаряды С-24Б;
- авиабомбы П-50Ш, ОФАБ-100-120, ОФАБ-100НВ, ОФАБ-250-270, ОФАБ-250М-54,
ФАБ-250-230, ФАБ-250М-62;
- разовые бомбовые кассеты РБК-250 ГПАБ-2/5М, РБК-500 ЗАБ-2,5СМ, РБК-500
ШОАБ-0,5М;
- зажигательные баки ЗБ-500;
- унифицированные пушечные контейнеры УПК-23-250;
- фильтрогондолы типа К-513Д;
- подвесные топливные баки емкостью 500 л.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Як-38М |
Размах крыла , м |
|
полный |
7.02 |
со сложенными крыльями |
4.45 |
Длина, м |
16.37 |
Высота, м |
4.25 |
Площадь крыла, м2 |
18.41 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7500 |
нормальная взлетная с ВВП |
10800 |
нормальная взлетная с УВП |
11800 |
топлива |
2750 |
Тип двигателя |
|
подъемно-маршевый |
1 ТРД Р-28-300 |
подъемные |
2 ТРД РД-38 |
Тяга, кгс |
|
подъемно-маршевый |
1 х 6700 |
подъемные |
2 х 3250 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на уровне моря |
1210 |
на высоте |
1080 |
Практическая дальность, км |
|
нормальная |
1100 |
при вертикальном взлете |
550 |
Боевой радиус действия, км |
250 -380 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
4500 |
Практический потолок, м |
11000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
6 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
На 4-х внешних подвесках - максимально - 2000
кг боевой нагрузки, при ВВП - 1000 кг
4 УР "воздух-воздух" Р-60 или Р-60М, или ПКР Х-23М,
или 2 Р-60 и 2 500 кг. бомбы,
или 2х 500 кг бомбы и 2 НУР УВ-16-57 (55-мм),
или 2 Р-60 и 2 контейнера УПК-23 с 23-мм
двуствольной пушкой ГШ-23Л. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|