В 1929 году Ежи Николь (Jerzy Nikol) окончил варшавский технический
университет и в мае этого же года приступил к созданию легкой двухместной
летающей лодки-амфибии. Разработка проекта, получившего обозначение A-2,
проходила медленно, так как велась конструктором в свободное от основной работы
время.
В 1934 году в связи с заказом нового польского корабля, получившего имя "Гриф" (ORP Gryf), в ходе дискуссий относительно состава его оборудования ВМФ Польши (Polska
Marynarka Wojenna) рассматривал возможность установки на этот минный заградитель
катапульты. 14 августа 1934 года Николь выступил с предложением создать подобное
устройство, пригодное для запуска амфибии A-2. И хотя в командовании польского
флота решили не устанавливать катапульту на минзаг "Гриф", оно стало проявлять
все больший интерес к самолету Ежи Николя.
В конце 1934 года масштабная модель A-2 была испытана в аэродинамической трубе
Варшавского аэродинамического института, а в 1935 году рабочий проект и все
расчеты были рассмотрены и одобрены Институтом авиационных технических
исследований (IBTL). Строительство A-2 началось в 1936 году в расположенных в
Пуцке (Puck) мастерских Морского авиадивизиона (Morski Dywizjon Lotniczy).
A-2, оснащенный четырёхцилиндровым инвертированным рядным двигателем воздушного
охлаждения de Havilland Gipsy Major мощностью 120-130 л.с. с трехлопастным
толкающим деревянным винтом, совершил первый полет 4 марта 1939 года. До начала
войны самолет совершил немало полетов, продемонстрировавших замечательные
характеристики управляемости в воздухе и на воде.
Самолет, который мог использоваться для выполнения различных военных и
гражданских задач - от ближней разведки до воздушного туризма, - мог иметь
большой успех, но, к сожалению, крест на нем положила сентябрьская кампания. С
началом войны самолет был эвакуирован из Пуцка на полуостров Хель. 2 сентября
1939 года прототип был захвачен немцами и был передан в ведение морской авиабазы
Травемюнде, где получил номер гражданской регистрации D-GÖTZ. Дальнейшая судьба
его неизвестна.
В конце 1930-х годов Ежи Николь разработал проект четырехместной двухмоторной
легкой амфибии A-4. Машина отличалась двухреданным корпусом, снабженным водяным
рулем и колесами, убиравшимися в ниши, расположенные по бортам фюзеляжа. Силовая
установка должна была состоять их двух 140-сильных двигателей de Havilland Gipsy
Major 11, оснащенных тянущими винтами. Самолет, который внешне напоминал бы
уменьшенный Short Sealand, предназначался для обучения летчиков морской авиации,
выполнения пассажирских и грузовых полетов как на местных линиях, так и на
коротких международных (планировалось использовать на трассе Гдыня - Швеция).
Когда началась война, A-4 находился на стадии рабочего проектирования.
Техническое описание
Легкая летающая лодка-амфибия A-2 была двухместным свободнонесущим высокопланом
цельнодеревянной конструкции.
Крыло самолета было трапециевидным с поперечным V, равным 2º. Основу его
силового набора составляли два деревянных лонжерона. От передней кромки до
заднего лонжерона обшивка была фанерной; от заднего лонжерона до задней кромки -
полотняной. Крыло было разделено на несколько водонепроницаемых отсеков, которые
должны были удержать машину на плаву даже в случае сильного повреждения фюзеляжа
летающей лодки. Крыло четырьмя болтами присоединялось непосредственно к корпусу
лодки.
Боковые поплавки имели деревянную конструкцию с водонепроницаемыми переборками и
соединялись с крылом при помощи стоек из стальных труб.
Корпус летающей лодки имел деревянную полумонококовую конструкцию, один редан и
фанерную обшивку. Для увеличения плавучести корпус лодки, имевший плоские борта,
был разделен на несколько водонепроницаемых отсеков. Оснащенная прозрачным
фонарем кабина была расположена перед передней кромкой крыла; в ней находились
два установленных бок о бок сиденья и двойное управление. Комплект приборов
включал в себя указатели скорости и высоты полёта, компас, вариометр, тахометр,
манометры топлива и масла, указатель температуры масла, топливомер и указатели
положения шасси и стабилизатора. В носовой части перед кабиной имелся отсек для
якоря и швартовочного оборудования. За задней кромкой крыла располагался
вместительный багажный отсек, закрытый герметичной крышкой.
Хвостовое оперение состояло из одиночного горизонтального и двухкилевого
вертикального оперения. Регулируемый в полете (по другим данным - лишь на земле)
стабилизатор двухлонжеронной конструкции устанавливался на пилоне в хвостовой
части фюзеляжа и был усилен подкосами. К стабилизатору крепились два
регулируемых на земле киля. Рули высоты и направления были сбалансированы. Кили
и стабилизатор были покрыты фанерой; рули получили полотняную обшивку.
Основные стойки шасси имели тормоза и были оснащены колесами с размерами 505×185
мм. Верхние концы амортизационных стоек убирались в крыло, поднимая колеса над
водой. Подъём шасси осуществлялся вручную с помощью рукоятки, опускание - под
действием собственного веса.
Основной топливный бак ёмкостью 200 л размещался в корпусе позади кабины экипажа;
в центральной части крыла размещался дополнительный бак на 35 л. Масляный бак
размещался над двигателем.
Двигатель Gipsy Major устанавливался на пилоне над крылом и вращал трёхлопастный
деревянный толкающий винт фиксированного шага. Моторама изготавливалась из
стальных и дюралевых труб, внутри которых были проведены топливопроводы. Пуск
двигателя осуществлялся ручным стартером из открытой кабины. Самолет был
укомплектован огнетушителем. Расход топлива в полёте составлял 30 л/ч.