В 1931 году командование авиации ВМС Японии обратилось к фирме "Aichi" с
предложением о разработке разведывательной летающей лодки, которая могла бы
запускаться с катапульт крупных кораблей.
В техническом задании оговаривалась возможность выполнения следующих заданий -
обеспечение действий подводных лодок с большой автономностью, дальняя разведка,
корректировка стрельбы корабельной артиллерии в темное время суток.
Непосредственно проектированием гидроплана занимался Моришиге Мори, но общее
руководство работами осуществлял Тецуо Мико. Самолет получился сильно похожим на
гидроплан Heinkel HD-55. Размах крыла трехместной летающей лодки АВ-4 не
превышал размаха крыла одноместного биплана, самолет имел цельнометаллическую
конструкцию. Внешние консоли крыла выполнили складными для уменьшения габаритных
размеров аэроплана в целях удобства размещения в корабельных ангарах. На самолет
поставили 9-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Gasuden Urakaze с
двухлопастным деревянным толкающим воздушным винтом.
Первый прототип самолета АВ-4 собрали в мае 1932 года, в ходе испытаний в
конструкцию пришлось внести массу изменений, в частности, пересмотреть
конфигурацию хвостового оперения. Результаты испытаний получились очень
обнадеживающими, хотя взлетно-посадочные качества летающей лодки были
подвергнуты критике. Также заказчик отметил некомфортное размещение членов
экипажа в кабине и плохой обзор.
Невзирая на замечания, императорский военный флот Японии одобрил принятие
самолета на вооружение под наименованием "экспериментальная ночная
разведывательная летающая лодка 6-Shi". В период 1932-1934 годов для проведения
эксплуатационных испытаний было построено еще пять прототипов. К 1934 году
самолет АВ-4 уже считался устаревшим, поэтому серийное производство
разворачивать не стали, а три из построенных опытных машин передали японской
исследовательской ассоциации воздушного транспорта - "Nippon Koku Yuso Kenkyusho".
На гражданской службе гидропланы получили наименование "АВ-4 транспортная
летающая лодка". У всех самолетов размах крыла был увеличен до 14,00 м, а
корпуса несколько укоротили. Первая гражданская летающая лодка АВ-4
использовалась для перевозки грузов; полезная нагрузка размещалась в передней
части фюзеляжа, освобожденной от пулеметной установки и другого оборудования
военного назначения. Второй гражданский самолет переоборудовали под перевозку
пяти пассажиров, при этом кабина пилота была перенесена в самый нос фюзеляжа, а
закрытую пассажирскую кабину с небольшими иллюминаторами оборудовали в средней
части фюзеляжа. Третья летающая лодка АВ-4 в гражданском варианте походила на
вторую, но количество мест для пассажиров увеличили до шести и сделали большими
окна кабины. Все три летающих лодки интенсивно эксплуатировались до 1937 года в
водах, омывающих Японские острова.
На первых двух доработанных летающих лодках АВ-4 были сохранены двигатели Urakaze, но на третьей установили мотор Napier Lion мощностью 450 л. с. Все три
гражданских самолета по размерам и летным характеристикам почти не отличались от
военного варианта.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
AB-4 |
Размах крыла, м |
13.50 |
Длина, м |
9.75 |
Высота, м |
3.94 |
Площадь крыла, м2 |
47.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1610 |
максимальная взлетная |
2350 |
Тип двигателя |
1 ПД Gasuden
Urakaze |
Мощность, л.с. |
1 х
350 |
Максимальная скорость, км/ч |
164 |
Крейсерская скорость, км/ч |
113 |
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
один пулемет калибра 7,7 мм на турельной
установке в носовой части фюзеляжа, возможна
подвеска осветительных бомб массой до 33,75 кг. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Схемы:
|
AB-4 |
Варианты окраски:
|
AB-4
(c) Zygmunt Szeremeta |
|
Уголок неба. 2010
|