Интенсивное освоение полярных морей для транспортных перевозок требовало
подробной и оперативной информации о ледовой обстановке. Такую информацию
ледоколам и транспортным судам, помимо постоянных метеостанций, могла дать
только авиация. Разработку морского дальнего разведчика И.В.Четвериков начал по
своей инициативе в 1933 году, когда работал в отделе строительства глиссеров и
аэросаней Самолетного НИИ ГВФ. Судя по всему Игорь Васильевич, одержимый идеей
создать гидросамолет, не уступающий по летным характеристикам сухопутным
машинам, разрабатывал его сразу в военном и гражданском вариантах. Первым
заинтересовалось проектом Главное управление северного морского пути (ГУСМП), и
в июле 1934 года вышло постановление Совета труда и обороны СССР которое
содержало официальное задание на создание самолета, получившего обозначение
АРК-3 (Арктический-3) или МП-2 (морской пассажирский-2).
В марте 1935 года конструкторскую бригаду Четверикова передали в Главное
управление авиапромышленности (ГУАП), предоставив производственную базу в
Севастополе на авиаремонтном заводе No. 45, где был создан отдел морского
самолетостроения (ОМОС). В том же году завершили постройку первого экземпляра
АРК-3. Это была летающая лодка с металлическим фюзеляжем и деревянным крылом.
Тандемная силовая установка, включавшая два двигателя М-25 крепилась на пилоне
над крылом и для большей жесткости была расчалена стальными лентами, которые
затем заменили двумя V-образными подкосами. Такое решение позволило избежать
попадания водяных струй на винты во время разбега и пробега, возникновения
значительного разворачивающего момента при отказе одного мотора, давало
возможность обслуживать двигатели прямо на плаву.
Испытания АРК-3/1 проводили летчики А.В.Ершов и А.В.Кржижевский. Самолет казался
вполне надежным, и уже в 1935 году его продемонстрировали на воздушном празднике
в Тушино. Государственные испытания АРК-3 завершились в сентябре 1936 года. В
отчете отмечались высокие летные характеристики самолета, конструкция которого
получилась очень легкой. Однако было указано и на ряд недостатков, среди которых
особое беспокойство вызывало заливание водой передней открытой кабины штурмана
из-за короткой носовой части фюзеляжа и неудачных ее обводов. Этот дефект
впоследствии частично устранили, расположив на скулах лодки
пластинки-брызгоотражатели.
25 апреля 1937 года А.В.Ершов установил на АРК-3/1 мировой рекорд, поднявшись на
высоту 9190 м с грузом 1000 кг. Казалось, все шло хорошо, машина успешно летала,
но 14 июля произошла трагедия: в воздухе разрушилось крыло. Однако эта
катастрофа не остановила работу над самолетом, к которому еще в ходе
Госиспытаний проявило интерес Управление морских сил РККА, предложившее
спроектировать на его базе дальний разведчик.
Пожелания военных учли при постройке АРК-3/2, предусмотрев наличие на нем
вооружения. Так, в носовой части разместили экранированную оборонительную
установку, а за вторым реданом сделали люк для выдвижного пулемета
Самолет-дублер оснастили моторами М-25А. для которых использовали новые
обтекатели цилиндров. Постройку машины завершили в мае 1933 года. Однако АРК-3/2
также не повезло. 14 августа 1939 года у него отвалилась хвостовая часть в
месте, где находился вырез под пулеметную установку. Трагедия унесла жизни
летчика Ершова, инженера Перминова и механика Медведева. Ее точную причину так и
не установили, но предположили, что в полете оборвался один из тросов управления
самолетом, что привело к срыву в штопор и последующему разрушению фюзеляжа.
Самолёт АРК-3 послужил основой для проектирования известной летающей лодки Че-2,
строившейся серийно и ряда её модификаций.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
АРК-3 |
Размах крыла, м |
20.00 |
Длина, м |
14.00 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
58.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3242 |
нормальная взлетная |
5800 |
Тип двигателя |
2 ПД М-25 |
Мощность, л.с. |
2 х
685 |
Максимальная скорость , км/ч |
308 |
Крейсерская скорость , км/ч |
262 |
Практическая дальность, км |
300 |
Cкороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
9180 |
Экипаж, чел |
3 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2017
|