Наиболее удачной
французской гражданской летающей лодкой того времени стала CAMS 53,
прототип которой впервые взлетел в 1928 году. Эта лодка, разработанная
Морисом Юрелем, многое позаимствовала от созданной ранее
экспериментальной CAMS 51. Ее обшитый фанерой двухреданный деревянный
корпус включал закрытую кабину для двух пилотов, размещенную перед
односекционной бипланной коробкой, и имел комфортабельный салон на
четырех пассажиров. Деревянные крылья обшивались тканью. Самолет
оснащался двумя двигателями Hispano-Suiza 12Hbr мощностью 500 л.с. (373
кВт), установленными тандемно под верхним крылом и охлаждавшимися с
помощью двух радиаторов Lamblin, размещенных по бортам мотогондолы.
Начиная с конца октября
1928 года они использовались для авиалинии Марсель-Алжир (иногда прямой,
иногда через порт Аяччо). Самолет оборудованный двумя двигателями Hispano-Suiza 12Hbr
мощностью 500 л.с. мог перевозить до 4 пассажиров с крейсерской
скоростью 170 км/ч (максимальная - 220 км/ч) на расстояние до 1000 км.
Последний CAMS 53 авиакомпании
Air France был заменен на Liore et Olivier
H-242 лишь в 1938 году.
Шесть оставшихся
экземпляров были модернизированы в вариант CAMS 53-1
с усиленным фюзеляжем, двигателями Hispano-Suiza 12Lbxr
(580 л.с.). Благодаря новым двигателям дальность полета возросла до 1125
км. Кроме шести переоборудованных из CAMS 53
было выпущено еще 10 экземпляров самолета. Практически все они были
куплены в 1929 году фирмой Air-Union для полетов на линии Марсель -
Тунис - Ближний Восток ( в частности Марсель - Бейрут,
протяженностью 3.260 км).
В январе этого же года
появился еще один вариант лодки - CAMS 53-2 с
двигателями Hispano-Suiza 12Lbr мощностью 600 л.с. Увеличенная мощность
двигателей позволила улучшить грузоподъемность самолета. Было построено
пять экземпляров самолета и еще один был переделан из
CAMS 53-1. Все самолеты использовались авиакомпанией Air-Union
Lignes d'Orient для полетов на линии Марсель - Дамаск - Сайгон.
Было построено еще пять
CAMS 53, а затем 12 CAMS 53/1, 6 CAMS 53/2, 2 CAMS 53/3 и 2 CAMS 56,
последние - это переименованные CAMS 53/3.
Различные варианты CAMS 53
в 1930-х годах летали в составе авиакомпании "Air-Union/Aeronavale"
между Марселем, Аяччо (Корсика) и Тунисом, а также в составе "Air-Union/
Lignes de l'Orient" на линии Марсель - Бейрут, которую позднее
продолжили до Багдада. Когда в 1933 году была создана фирма "Air France",
объединившая различные французские авиакомпании, ее флот составлял 23
летающие лодки CAMS 53, которые безаварийно работали на Средиземном море
в последующие три года. 15 мая 1929 года CAMS 53/2, пилотируемая
Паулином Парисом, установила мировой рекорд для летающих лодок, подняв
груз 2000 кг на высоту 4827 м.
Перечисленные варианты
отличались некоторыми деталями. CAMS 53/1 выпустили в 1929 году, она
характеризовалась увеличенной продолжительностью полета, упрочненным
корпусом и большим запасом топлива. Было построено 12 таких лодок и одна
CAMS 56, а также семь CAMS 53 довели до стандарта CAMS 53/1. Лодка CAMS
53/2 получила корпус модифицированной формы, построили шесть машин, а
седьмая была выпущена в 1933 году на базе переоборудованной CAMS 53/1,
которая, в свою очередь, в 1931 году появилась на основе модернизации
CAMS 53.
В 1928 году выпустили CAMS
56, модификацию CAMS 53 с силовой установкой из двух звездообразных
двигателей Gnome-Rhone Jupiter 9Akx мощностью 480 л.с. (358 кВт).
Обозначение CAMS 53R
применялось для единственного CAMS 53, построенного в 1929 году с двумя
двигателями Renault 12Jb жидкостного охлаждения мощностью по 480 л.с.
(358 кВт); при создании лодка получила временное обозначение CAMS 57, но
после постройки стала известна как CAMS 53R, хотя в эксплуатацию на
авиалинии не поступила.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
CAMS 53-1 |
Размах крыла, м |
20.40 |
Длина, м |
14.82 |
Высота, м |
5.52 |
Площадь крыла, м2 |
113.55 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4700 |
максимальная взлетная |
6900 |
Тип двигателя |
2 ПД
Hispano-Suiza 12Lbxr |
Мощность, л.с. |
2 х
580 |
Максимальная скорость, км/ч |
220 |
Крейсерская скорость, км/ч |
170 |
Практическая дальность, км |
1125 |
Скороподъемность, м/мин |
183 |
Практический потолок, м |
4500 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
4 пассажира |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2011
|