Самолёт FBA.17 был разработан в начале 1920-х гг. для несения службы на кораблях
французского флота. Для своего времени это был вполне боеспособный самолёт,
предназначавшийся для ведения разведки и прибрежного патрулирования. Это был
одностоечный биплан с крыльями разного размаха. Деревянный корпус с отличными
обводами был обшит фанерой, единственный киль и руль направления были построены
как единое целое с корпусом. Первоначальной силовой установкой являлся двигатель Hispano-Suiza 8Аа мощностью 150 л.с., но большинство серийных
самолетов были оснащены двигателями
Hispano-Suiza 8Ас мощностью 180 л.с. или двигателем 8Аd.
Часть
самолётов приспособили для нужд гражданской авиации, превратив их в транспортные
летающие лодки. Последние варианты включали в себя запускаемые катапультой
военно-морские модели, а также самолеты Тип 171 и Тип 172, оснащенные
звездообразными двигателями с воздушным охлаждением вместо водяного.
Всего, за время серийного производства, было выпущено
230 экземпляров лодки, из них - 141
разведчик, в основном в варианте FBA 17HE 2. Из состава морской авиации Франции
все самолёты этой марки были исключены в середине 1930-х гг. В 1926 году польское правительство приобрело для флота 18 самолётов FBA 17, в
вариантах НЕ2 (летающая лодка) и НМТ2 (амфибия) без катапультных приспособлений.
Их использовали как для ведения патрулирования на Балтике, так и для обучения
пилотов морской авиации. К 1938 году все FBA 17 были выведены из состава флота и
отправлены в резерв. Тем не менее, несколько машин были в пригодном для полетов
состоянии, но использовать их в боях с немцами поляк не решились. После
оккупации Польши немцам достался как минимум один польский FBA 17, который они
использовали в одной из учебных школ. В 1929 году семь FBA 17HMT 2 (регистрационные номера К-331 - К-337) были
получены бразильскими ВВС. Для них определили тренировочную функцию и
использовали до 1937 года включительно.
Модификации
: |
|
|
FBA 17 НЕ.2 |
основной серийный вариант.
Построен 141 самолет, некоторое количество FBA 17 НЕ.2
эксплуатировалось до конца 30-х годов. |
FBA 17 НТ.2 |
два образца этого двухместного
туристического варианта были завершены в 1923г. |
FBA 17 НМТ.2 |
первый полет состоялся в начале
1924г.; построено 37 экземпляров, основные колеса были
полуубирающимися; четыре военных самолета экспортированы в Польшу, а
оставшиеся отправлены ВМС Франции, которые установили на левом борту
корпуса этих машин простейший бомбодержатель и обозначили их Тип 17
НМВ.2. |
FBA 17 НТ.4 |
с 1927г. было построено 32
экземпляра этого четырехместного туристического варианта; три
двухместных самолета впоследствии были переделаны по стандартам
модели FBA 17 НТ.4. Один самолет FBA 17
НТ.4 находится в музее авиации в Париже. |
FBA 17 НМТ.4 |
эти два варианта
самолета-амфибии модели FBA 17 НТ.4 были
построены в 1935г. |
FBA 17 НL.1 |
два варианта, переделанные из
моделей FBA 17 НЕ.2, являлись одноместными
самолетами с усиленной конструкцией для запуска катапультой; успешно
пройдя испытания, они были первыми французскими гидросамолетами,
стартовавшими с катапульты. |
FBA 17 НL.2 |
10 самолетов для ВМС Франции;
использовались функционально с французских крейсеров-авианосцев в
качестве запускаемых катапультой двухместных самолетов для связи и
разведки. |
FBA 171 НЕ.2 |
самолет FBA
17 НЕ.2, у которого двигатель с жидкостным охлаждением был заменен
на звездообразный двигатель с воздушным охлаждением Lorraine 7Me
мощностью 230 л.с. |
FBA 172 НЕ.2 |
три самолета, построенные в
1931г. Каждый из них был оснащен звездообразным двигателем
Gnome-Rhone 5Ba мощностью 230 л.с. Один самолет
FBA 17 НТ.4 был позднее переделан по стандарту модели
FBA 172 НЕ.2. |
FBA 172 НМТ.2 |
вариант самолета-амфибии модели
FBA 172 НЕ.2. Один самолет, завершенный в
1931 г. |
FBA 172 НТ.4 |
оснащенная двигателем
Gnome-Rhone одна четырехместная летающая лодка, построенная в 1932г.
В 1934г. на этот самолет был установлен топливный бак увеличенного
объема, и он был переобозначен как FBA 17 172/2; как и все самолеты
FBA 172, он использовался летной школой
компании Gnome-Rhone в Сент-Шамасе. |
OO-1 |
пять
летающих лодок построенных по лицензии компанией
Viking Flying Boat для береговой охраны США.
Отличались увеличенным размахом крыла и двигателем Wright
R-760. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
FBA 17 HE2 |
Размах крыла, м |
12.87 |
Длина, м |
8.94 |
Высота, м |
3.20 |
Площадь крыла, м2 |
36.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
850 |
максимальная взлетная |
1125 |
Тип двигателя |
1 ПД
Hispano-Suiza 8Ac |
Мощность, л.с. |
1 х
180 |
Максимальная скорость, км/ч |
150 |
Крейсерская скорость, км/ч |
122 |
Практическая дальность, км |
360 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
3000 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2021
|