Основанная в январе 1913 года компания Franco-British Aviation, более
известная под сокращённым наименованием F.B.A., является подтверждением того
факта, что уже на заре авиации возникли первые международные авиастроительные
компании. Основателями фирмы были французы - Луи Шрек (Louis Schreck) и
лейтенант Коно (Conneau); однако зарегистрирована компания была в Лондоне и
действовала по принципу: "английские финансы, французские идеи и труд".
Конструкторское бюро и производственные мощности F.B.A. были расположены в
Аржантёе (Argenteuil) - северо-западном предместье Парижа.
Поскольку оба основателя фирмы были энтузиастами гидроавиации и ещё ранее
экспериментировали с гидросамолётами - неудивительно, что именно летающие лодки
стали основной продукцией F.B.A. с момента её основания. При этом фирма наладила
тесное сотрудничество с компанией Donnet-Lévéque, владелец которой был также
известным популяризатором и производителем морских самолётов.
После начала Первой Мировой войны компания F.B.A. перешла к выполнению военных
заказов и на всём её протяжении поставляла авиации ВМС Франции (Aviation
Maritime) и авиации французской армии (Aviation Militaire) летающие лодки
нескольких типов. Машины были очень успешными, и к 1918 году их выпуск перевалил
за тысячу штук; ещё почти тысячу выпустила по лицензии итальянская компания
Savoia.
Тем временем Луи Шрек в Аржантёе реорганизовал и расширил компанию, получившую с
1917 года новое название - Hydroavions Louis Schreck-F.B.A. Под этим названием
она продолжала строить гидросамолёты до 1935 года, после чего ее активы были
приобретены компанией Société des Avions Bernard. Однако и эта последняя не
выдержала последствий мирового экономического кризиса и уже в следующем году
была ликвидирована.
Конструкторы F.B.A. уже с самого начала ее деятельности разработала ставшие
типичными формы фюзеляжа и хвостового оперения. Эти характерные особенности
сохранились и в межвоенных типах летающих лодок и даже приобрели подчеркнуто
отличительный характер.
В 1924 году по заданию Aviation Maritime была создана учебная летающая лодка
Schreck-F.B.A. Type 17. Этот двухместный (сиденья располагались бок о бок)
биплан оказался настолько удачным, что находился в производстве вплоть до 1935
года и в общей сложности было изготовлено около 200 экземпляров. Самолёт,
который по своей концепции и конструкции не сильно отличался от летающих лодок
второй половины Великой войны, достаточно легко дотянул до начала Второй
Мировой.
Успех Type 17 подтолкнул Шрека к мысли создать на его основе лёгкую
четырёхместную летающую лодку с закрытой кабиной для местных линий, связывающих
приморские города. В 1930 году в небо поднялся прототип летающей лодки Type 290,
оснащённый радиальным 300-сильным (221 кВт) двигателем Lorraine Algol, вращавшим
толкающий винт. Биплан усиленно рекламировался и демонстрировался (например в
Скандинавии и Прибалтике), строился серийно, и его хорошие характеристики на
воде и в воздухе не ускользнули от внимания представителей ВМС Франции.
Вскоре для Aviation Maritime (Aéronavale) были заказаны шесть экземпляров;
машины должны были служить в качестве связных или курьерских и для перевозки
высокопоставленных офицеров ВМС. Командование Aéronavale в целях использования
имевшихся на хранении силовых установок заказало производство двух вариантов:
Type 293 с радиальным девятицилиндровым двигателем Lorraine 9Na Algol и Type 294
с развивавшим ту же мощность семицилиндровым двигателем Gnome-Rhóne 7Kb Titan
Major. Оба они вращали двухлопастные металлические винты фиксированного шага.
Так же, как и на Type 17 и Type 290, винт был толкающим; схожей была и
конструкция фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения. Единственными существенными
отличиями были полностью закрытая кабина и колёсное шасси (основные стойки у
бортов фюзеляжа, хвостовой костыль в задней его части), превратившее самолёт в
универсальную амфибию.
В течение 1934 года компания Schreck-F.B.A. изготовила и поставила шесть
амфибий, которые были зачислены в связное и учебное подразделение (Section de
Liaison et ďEntrainement - SLE), базировавшееся на парижском аэродроме Орли. С
этого аэродрома машины выполняли полеты в основном на военно-морские базы Брест
и Рошфор.
Эти небольшие летающие лодки с самого начала своей военной карьеры не избежали
аварий. Первая из них произошла в апреле 1934 года, когда Type 294 (зав. No. 1)
после отказа двигателя был вынужден совершить аварийную посадку на реку Сена.
Посадка получилась очень жёсткой, самолёт от удара о воду разломился пополам и
затонул. В машине были три человека, среди них контр-адмирал Леон Мартен (Léon
Martin) - именно он и оказался единственным погибшим... Следующую аварийную
посадку - на этот раз без жертв и особого ущерба самолёту - совершил в марте
1935 года Type 293. В апреле 1936 года произошла еще одна авария Type 293, во
время которой жертвой стал механик.
К началу Второй Мировой на вооружении Aéronavale оставались лишь две машины:
Type 293 (зав. No. 6) и Type 294 (зав. No. 2). Помимо своей первоначальной роли, они
использовались также в качестве учебных и летали вплоть до капитуляции Франции
летом 1940 года. Дальнейшая судьба этих машин неизвестна, но скорее всего они
оказались ненужными немецким оккупационным властям и были отправлены на слом.
Следует сказать, что французская морская авиация постоянно испытывала проблемы с
эксплуатацией этой пары "сироток". Особенно это касалось обслуживания и поставок
запчастей, поскольку фирма-производитель уже несколько лет не существовала.
Летающие лодки-амфибии Type 293 и 294 имели цельнодеревянную конструкцию. Для
обшивки фюзеляжа использовалась фанера из красного дерева. Несущие поверхности,
а также руль высоты и направления покрывались полотном. Металл использовался
только для стоек, на которые устанавливались двигатель и расположенный перед ним
обтекаемый топливный бак, основных стоек шасси, стоек подкрыльевых поплавков,
подкосов стабилизатора, задних кромок крыльев (проволока или тонкие трубки), а
также в откидных частях каркаса фонаря кабины экипажа. Самолёты Type 293 имели
заводские номера с 4 по 6; Type 294 - с 1 по 3.