Уголок неба ¦ FBA 290

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная летающие лодки  
   FBA 290
       
Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1931
Тип: Многоцелевая летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Основанная в январе 1913 года компания Franco-British Aviation, более известная под сокращённым наименованием F.B.A., является подтверждением того факта, что уже на заре авиации возникли первые международные авиастроительные компании. Основателями фирмы были французы - Луи Шрек (Louis Schreck) и лейтенант Коно (Conneau); однако зарегистрирована компания была в Лондоне и действовала по принципу: "английские финансы, французские идеи и труд". Конструкторское бюро и производственные мощности F.B.A. были расположены в Аржантёе (Argenteuil) - северо-западном предместье Парижа.

Поскольку оба основателя фирмы были энтузиастами гидроавиации и ещё ранее экспериментировали с гидросамолётами - неудивительно, что именно летающие лодки стали основной продукцией F.B.A. с момента её основания. При этом фирма наладила тесное сотрудничество с компанией Donnet-Lévéque, владелец которой был также известным популяризатором и производителем морских самолётов.

После начала Первой Мировой войны компания F.B.A. перешла к выполнению военных заказов и на всём её протяжении поставляла авиации ВМС Франции (Aviation Maritime) и авиации французской армии (Aviation Militaire) летающие лодки нескольких типов. Машины были очень успешными, и к 1918 году их выпуск перевалил за тысячу штук; ещё почти тысячу выпустила по лицензии итальянская компания Savoia.

Тем временем Луи Шрек в Аржантёе реорганизовал и расширил компанию, получившую с 1917 года новое название - Hydroavions Louis Schreck-F.B.A. Под этим названием она продолжала строить гидросамолёты до 1935 года, после чего ее активы были приобретены компанией Société des Avions Bernard. Однако и эта последняя не выдержала последствий мирового экономического кризиса и уже в следующем году была ликвидирована.

Конструкторы F.B.A. уже с самого начала ее деятельности разработала ставшие типичными формы фюзеляжа и хвостового оперения. Эти характерные особенности сохранились и в межвоенных типах летающих лодок и даже приобрели подчеркнуто отличительный характер.

В 1924 году по заданию Aviation Maritime была создана учебная летающая лодка Schreck-F.B.A. Type 17. Этот двухместный (сиденья располагались бок о бок) биплан оказался настолько удачным, что находился в производстве вплоть до 1935 года и в общей сложности было изготовлено около 200 экземпляров. Самолёт, который по своей концепции и конструкции не сильно отличался от летающих лодок второй половины Великой войны, достаточно легко дотянул до начала Второй Мировой.

Успех Type 17 подтолкнул Шрека к мысли создать на его основе лёгкую четырёхместную летающую лодку с закрытой кабиной для местных линий, связывающих приморские города. В 1930 году в небо поднялся прототип летающей лодки Type 290, оснащённый радиальным 300-сильным (221 кВт) двигателем Lorraine Algol, вращавшим толкающий винт. Биплан усиленно рекламировался и демонстрировался (например в Скандинавии и Прибалтике), строился серийно, и его хорошие характеристики на воде и в воздухе не ускользнули от внимания представителей ВМС Франции.

Вскоре для Aviation Maritime (Aéronavale) были заказаны шесть экземпляров; машины должны были служить в качестве связных или курьерских и для перевозки высокопоставленных офицеров ВМС. Командование Aéronavale в целях использования имевшихся на хранении силовых установок заказало производство двух вариантов: Type 293 с радиальным девятицилиндровым двигателем Lorraine 9Na Algol и Type 294 с развивавшим ту же мощность семицилиндровым двигателем Gnome-Rhóne 7Kb Titan Major. Оба они вращали двухлопастные металлические винты фиксированного шага. Так же, как и на Type 17 и Type 290, винт был толкающим; схожей была и конструкция фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения. Единственными существенными отличиями были полностью закрытая кабина и колёсное шасси (основные стойки у бортов фюзеляжа, хвостовой костыль в задней его части), превратившее самолёт в универсальную амфибию.

В течение 1934 года компания Schreck-F.B.A. изготовила и поставила шесть амфибий, которые были зачислены в связное и учебное подразделение (Section de Liaison et ďEntrainement - SLE), базировавшееся на парижском аэродроме Орли. С этого аэродрома машины выполняли полеты в основном на военно-морские базы Брест и Рошфор.

Эти небольшие летающие лодки с самого начала своей военной карьеры не избежали аварий. Первая из них произошла в апреле 1934 года, когда Type 294 (зав. No. 1) после отказа двигателя был вынужден совершить аварийную посадку на реку Сена. Посадка получилась очень жёсткой, самолёт от удара о воду разломился пополам и затонул. В машине были три человека, среди них контр-адмирал Леон Мартен (Léon Martin) - именно он и оказался единственным погибшим... Следующую аварийную посадку - на этот раз без жертв и особого ущерба самолёту - совершил в марте 1935 года Type 293. В апреле 1936 года произошла еще одна авария Type 293, во время которой жертвой стал механик.

К началу Второй Мировой на вооружении Aéronavale оставались лишь две машины: Type 293 (зав. No. 6) и Type 294 (зав. No. 2). Помимо своей первоначальной роли, они использовались также в качестве учебных и летали вплоть до капитуляции Франции летом 1940 года. Дальнейшая судьба этих машин неизвестна, но скорее всего они оказались ненужными немецким оккупационным властям и были отправлены на слом. Следует сказать, что французская морская авиация постоянно испытывала проблемы с эксплуатацией этой пары "сироток". Особенно это касалось обслуживания и поставок запчастей, поскольку фирма-производитель уже несколько лет не существовала.

Летающие лодки-амфибии Type 293 и 294 имели цельнодеревянную конструкцию. Для обшивки фюзеляжа использовалась фанера из красного дерева. Несущие поверхности, а также руль высоты и направления покрывались полотном. Металл использовался только для стоек, на которые устанавливались двигатель и расположенный перед ним обтекаемый топливный бак, основных стоек шасси, стоек подкрыльевых поплавков, подкосов стабилизатора, задних кромок крыльев (проволока или тонкие трубки), а также в откидных частях каркаса фонаря кабины экипажа. Самолёты Type 293 имели заводские номера с 4 по 6; Type 294 - с 1 по 3.





 Модификации :
FBA 290  базовая модификация с двигателем Lorraine 9Na Algol (1 построен).
FBA 291  вариант с двигателем Gnome & Rhône 7Kb Titan Major (1 построен).
FBA 293  вариант с двигателем Lorraine 9Na Algol (6 построено).
FBA 294  вариант с двигателем Gnome-Rhóne 7Kb Titan Major (2 построено).



 ЛТХ:
Модификация   FBA 293
Размах крыла, м   13.10
Длина, м   9.47
Высота, м   4.04
Площадь крыла, м2   40.15
Масса, кг  
  пустого самолета   1300
  максимальная взлетная   2100
Тип двигателя   1 ПД Lorraine Algol 9Na
Мощность, л.с.   1 х 300
Максимальная скорость, км/ч   176
Крейсерская скорость, км/ч   145
Практическая дальность, км   525
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   4000
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   до 3 пассажиров


 Доп. информация :


 Чертеж "FBA 293"
 Фотографии:

 FBA 290
 FBA 290
 FBA 290
 FBA 290 на Парижской выставке
 FBA 293
 FBA 293
 FBA 293
 FBA 293
 FBA 293
 FBA 293
 FBA 293
 FBA 293
 FBA 294
 FBA 294

  Схемы:

 FBA 293

  Варианты окраски:

 FBA 293
 FBA 294    (c) Miroslav Balous

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Связные и учебные летающие лодки Schreck-F.B.A. Type 293 и 294
de Agostini. Мировая Авиация. Семейство F.B.A. Type 290
Андрей Крумкач. Серия многоцелевых летающих лодок F.B.A. 290 \ F.B.A. 294
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. F.B.A. 290
Stratus 9120. Gerard Bousquet. French Flying Boats of WWII
K. Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910
Aviation magazine international 1969-11-15. Jean Liron. Louis Schreck et la FBA
L+K 2014-04. Miroslav Balous. Schreck-F.B.A. Type 293 a 294


Уголок неба. 2022 



 

  Реклама: