В 1913 г. французский авиатор, лейтенант флота Жан де Конню (больше известный, как Андрэ Бимон, победитель гонок Париж - Рим, а так же вокруг Европы и
Англии) и предприниматель М. Шрек, работавший в компании "Френч Райт Ко", основали фирму FBA Она была зарегистрирована в Англии, но производственные мощности располагались во Франции. FBA.
выкупила патенты на летающие лодки "Доннэ-Левек" и "Арто" и организовала их промышленный выпуск.
На первой серийной летающей лодке FBA
А "Левек" между крыльями был установлен ротативный двигатель Гном (50 л. с.) с толкающим воздушным винтом. Однореданный корпус лодки был выполнен из
дерева и обшит фанерой. Трехстоечная бипланная коробка крепилась к корпусу на невысоком кабане. На законцовках нижнего крыла располагались небольшие балансировочные поплавки. Члены экипажа размещались
рядом в одной открытой кабине, установленной перед бипланной коробкой.
В 1914 г. по заказу военных моряков
на основе лодки "Доннэ-Левек" была создана FBA В, которая отличалась от предшественников усиленной конструкцией корпуса и складывающимися крыльями. Кроме
того, было модернизировано хвостовое оперение: киль у нового самолета отсутствовал. В начале 1915 г. этими летающими лодками стали оснащать морские эскадрильи Франции и Великобритании. Большинство
машин не имели вооружения и использовались в качестве учебных. Англичане изготовили по лицензии 80 летающих лодок и закупили 36 машин французской постройки.
Одним из самых удачных вариантов был FBA С, оснащенный ротативным двигателем Клерже 9b (130 л. с). Лодка вооружалась одним 7,7-мм подвижным пулеметом
"Льюис". Эта
модификация в больших количествах изготавливалась на экспорт, а также производилась по лицензии другими самолетостроительными компаниями, в том числе в России на заводах
Лебедя (34 экземпляра). Лодка настолько понравилась русским морякам, что во Франции дополнительно было закуплено 30 машин. На базе F.B А С был создан опытный самолет с измененной носовой частью для
размещения 37-мм пушки. Два двигателя на нем устанавливались тандемно.
Лучшей летающей лодкой, созданной фирмой, была FBA Н.
Лодка появилась в 1917 году. Она представляла собой значительно переработанную
лодку "Левек". Модернизации подверглись корпус лодки, бипланная коробка и хвостовое
оперение. Экипаж состоял из трех человек. В качестве силовой установки использовались двигатели Клерже или Испано-Сюиза 8Аа (150 л. с). Было значительно усилено вооружение: в носовой части лодки и в
задней кабине позади винта размещались турельные пулеметные установки. Существовал так же вариант FBA H с 37-мм пушкой Hotchkiss.
Лодки широко применялись французской, итальянской и бельгийской морской авиацией для патрулирования прибрежных районов и борьбы с
подводными лодками. Всего было произведено около 2000 экземпляров FBA H, из них 982 лодки по лицензии выпустила итальянская компания "Савойя". Они были оснащены двигателем Изотта-Фраскини V4B (150 л.
с.) и 7,5-мм пулеметом "Фиат".
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
FBA H |
Размах крыла, м |
14.12 |
Длина, м |
9.92 |
Высота, м |
3.10 |
Площадь крыла, м2 |
40.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
984 |
максимальная взлетная |
1420 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza 8Aa |
Мощность, л.с. |
1 х 150 |
Максимальная скорость, км/ч |
150 |
Крейсерская скорость, км/ч |
132 |
Практическая дальность, км |
450 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
4900 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
два-три 7.7-мм пулемета Lewis, до 70 кг бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|