Впервые появившийся на
публике в начале 1918 года, самолет Felixstowe F.5 отличался от
модификации F.3 немного более "глубоким" корпусом с открытыми кабинами и
полностью новой бипланной коробкой с крыльями увеличенного размаха.
Силовая установка прототипа не изменилась, но двигатели Eagle VIII имели
несколько увеличенную мощность - 350 л. с. (261 кВт), Летные испытания
прототипа показали, что его летные характеристики намного улучшились по
сравнению с вариантом F.3, однако из экономических соображений было
принято решение отказаться от производства нового самолета. Вместо этого
на серийных самолетах F.5 устанавливались корпус, похожий на корпус
опытного экземпляра, и бипланная коробка от самолета F.3 (в конструкции
самолета максимально использовались узлы и агрегаты самолета F.3).
Летные испытания показали,
что летные характеристики серийного F.5 оказались хуже, чем у самолета
F.3 - причина этого заключалась в том, что машина была оснащена
двигателями Eagle VII мощностью 325 л.с. (242 кВт), поскольку двигателей
Eagle VIII явно не хватало. Впрочем, самолеты F.5 были все же приняты на
вооружение и, хотя участия в боевых действиях принять не успели, они
стали в послевоенные годы основными летающими лодками Королевских ВВС
Великобритании - до того, как в августе 1925 года были заменены на
Supermarine Southampton.
Следует также отметить, что,
поскольку они были разработаны на основе моделей Curtiss H-8 и H-12
Large America, в 1918 году возникла достаточно необычная ситуация -
Гленн Кертис в США приступил к постройке летающей лодки, представляющей
собой улучшенный зарубежный вариант одного из его же собственных
проектов. В итоге в конце 1920-х годов ВМС США приобрели самолеты,
оснащенные новыми двигателями и получившие обозначение F-5L.
По завершению 1-й Мировой войны, в которой Япония была союзницей Антанты,
деловые и военные связи Японии и Великобритании были очень тесны. По большому
счету, вся японская промышленность начала 20-го века имела английские корни. В
то же время ослабленная во время войны экономика Великобритании искала пути
оздоровления путем продажи технологий.
Одна из таких попыток относится к началу 20-х годов, когда Британская
Авиационная Миссия под руководством Семфилла (Semphill) приняла решение об
оказании технической помощи в становлении авиации японского Императорского
флота. В течении 1922 года в Японию для ознакомления были проданы примерно 10
новейших типов боевых самолетов. Одним из них была современная двухмоторная
летающая лодка Felixstowe F.5, которая в свою очередь была доработанной моделью
американских летающих лодок моделей Curtiss H-8 и H-12 "Large America". Японцам
этот самолет очень понравился и было принято решение о приобретении прав на
лицензионную постройку летающих лодок этого типа. После покупки лицензии в
Японию была приглашена группа из 21 инженера из компании "Shorts Brothers". Эта
группа, возглавляемая инженером Доббсом (Dodds) в апреле 1921 года прибыла в
Японию на Морской арсенал Йокосука (Yokosuka Naval Arsenal), где предполагалось
строить летающие лодки Felixstowe F.5. С японской стороны группу инженеров
представляли военные инженеры капитаны Ryuzo Tanaka и Tomasu Koyama, лейтенанты
Kishichi Umakoshi и Misao Wada, гражданский инженер Masasuke Hashimoto.
Специально для выпуска летающих лодок от Морского арсенала Йокосука отпочковался
коллектив военных инженеров и в Куре, префектуре Хиросима, был образован 11-й
морской Арсенал Hiro (Hiro Kaigun Kosho или Dai-Jūichi Kaigun Kōkū-shō)
сокращенно - Hirosho. Позднее арсенал Хиро было решено использовать как
производственную базу для разработки, выпуска и ремонта морских самолетов
Японии, чем он и занимался все предвоенные годы.
В рамках лицензионного соглашения на Short Brothers были изготовлены первые
шесть летающих лодок Felixstowe F.5 и в разобранном виде доставлены в Японию для
окончательной сборки вместе с комплектами документации, оснастки и инструмента.
Сборка этих шести самолетов была завершена в конце весны 1921 года. В октябре
того же года один из этих самолетов своим ходом прибыл в Токио, где произвел
фурор своими размерами.
С октября 1921 года в арсенале Хиро приступили к серийной сборке летающих лодок
этого типа. Всего летающих лодок Felixstowe F5 было выпущено 10 на арсенале
Hirosho, 10 на арсенале Yokosuka (Yokosho), и позднее, до 1929 года на заводе
Aichi была выпущена основная серия из 40 штук летающих лодок.
На первых серийных F5 устанавливались английские двигатели Rolls-Royce Eagle
мощностью 360 л.с., на последующих - лицензионные "Lorraine W-12" мощностью 450
л. с., позднее устанавливаемые на уже чисто японской улучшенной версии
английской летающей лодки - Н1Н.
Часто летающие лодки Felixstowe F.5 японской сборки обозначают Тип 15, путая с
ее дальнейшим развитием - летающей лодкой Hirosho Н1Н Тип 15, созданной на базе
английского проекта, но все же значительно меньших габаритов.
Производство Felixstowe F.5 в Японии послужило первым опытом в морском
авиастроении в Империи, благодаря чему, молодым японским инженерам был преподан
неоценимый опыт.