В 1929 году Императорский флот
Японии озаботился приобретением дальней тяжелой летающей лодки для охраны своих
морских границ. Состоявшие на вооружении флота небольшое количество двухмоторных
лодок Hiro H2H1 (Тип 89), являющимися копиями английской Supermarine Southampton
II, не удовлетворяли флот ни по дальности, ни по грузоподъемности, ни по
защищенности.
В рамках объявленного конкурса приняли участие проекты фирмы Kawanishi Kokuki kk
в городе Науро и морской арсенал Hiro Kaigun kosho. В "Хиро" разработали свой
собственный оригинальный проект трехмоторной лодки-моноплана с большим
количеством новшеств для японской авиапромышленности. Но, в результате, машина
оказалась недоработанной - японским инженерам просто не хватило опыта.
На Kawanishi поступили проще и одновременно мудрее. Проект заказали в Англии,
взяв за базу британскую трехмоторную лодку биплан KF "Calcutta" разработанную
фирмой Short Brothers в Рочестере. Одна из многочисленных версий "Калькутты"
была приобретена японцами вместе с лицензией на производство. На Каваниши
преследовали одновременно две цели, с одной стороны такой ход сокращал время на
разработку, избавлял от возможных ошибок и позволял приобрести ценный опыт в
проектировании многомоторных летающих лодок, позволивших впоследствии создать
тяжелые летающие лодки Н6К и Н8К.
Англичане выполнили заказ в последних числах 1929 года. Японская "Калькутта"
исправно выполнила весь цикл испытаний и была принята в эксплуатацию в Tateyama
Kokutai под обозначением "Тип 90 Модель 1" или Н3К1. Одновременно главный
конструктор фирмы Kawanishi Kokuki kk Yoshio Hašiguči, работая в Англии на
заводе Short Brothers смог заранее подробно ознакомиться с английским самолетом,
что позволило ему по возвращении в Японию быстро наладить производство летающих
лодок этого типа. В 1931- 1933 годах на Каваниши построили еще четыре летающих
лодок, получивших обозначение Тип 90-2 или H3K1 Модель 2. От английского
прототипа новая модель отличалась лишь более мощными двигателями Rolls-Royce
Buzzard по 825 л. с (955 л.с. на взлете) вместо Bristol Jupiter на первой
модели, а также закрытой кабиной экипажа.
H3K1 представлял собой неравнокрылый двухстоечный биплан. Силовой набор крыльев
и фюзеляжа металлический. Корпус двухреданой лодки также обшивался листовым
дюралюминием, крылья - металлические, лишь элероны и оперение имели полотняную
обшивку. Двигатели крепились над межкрыльевых стойках. Экипаж составлял от шести
до девяти человек в зависимости от выполняемых задач. Вооружение составляли
восьмь 7,7-мм пулеметов (спаренная носовая установка, две спаренные
надфюзеляжные и одна спаренная хвостовая), а также до 1000 кг бомб (2 по 500 или
4 по 250 кг).
Все пять летающих лодок Тип 90 поступили в Tateyama кокутай и использовались до
конца 1936 года. Служба была спокойной, преимущественно экипажи занимались
патрульной службой, иногда привлекаясь к решению транспортных задач. Последняя
Н3К была списана по износу в марте 1939 года.
(c) Евгений Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
H3K1 |
Размах крыла, м |
31.05 |
Длина, м |
22.55 |
Высота, м |
8.77 |
Площадь крыла, м2 |
214.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
10030 |
максимальная взлетная |
15000 |
Тип двигателя |
3 ПД
Rolls-Royce Buzzard |
Мощность, л.с. |
3 х 825 |
Максимальная скорость, км/ч |
255 |
Крейсерская скорость, км/ч |
169 |
Продолжительность полета, ч |
9 |
Скороподъемность, м/мин |
153 |
Практический потолок, м |
4040 |
Экипаж, чел |
6-9 |
Вооружение: |
восемь 7,7-мм пулеметов, плюс до
1000 кг бомб |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|