Одна из самых быстроходных летающих лодок 30-х годов была создана в ответ на
задание на самолет, предназначенный для рейсов через Южную Атлантику на трассе
Дакар-Наталь. Французское министерство авиации обнародовало его в 1934 г.
Задание требовало крейсерскую скорость 250 км/ч на высоте 4100 м при работе
двигателей на режиме 2/3 полезной мощности и дальность 3000 км с грузом 1000 кг
против встречного ветра, дующего со скоростью 50 км/ч. Среди нескольких проектов, предложенных на конкурс, оказался и Н.47 от фирмы "Лиор
эт Оливье". 10 октября 1935 г. поступил заказ на постройку его опытного образца. Самолет отличался изяществом линий и продуманностью аэродинамики. Фюзеляжем
занималась группа конструкторов во главе с М. Бенца, вторая группа, которой
руководил М. Мерсье, занималась крылом и мотоустановкой. Опытный экземпляр
изготовили в Аржантейле и по частям доставили в Антиб для сборки. Первый полет
состоялся 25 июля 1936 г. Н.47 имел цельнометаллическую конструкцию и оснащался
четырьмя моторами Испано-Сюиза 12Ydrsl/Yfrsl, установленными тандемными парами.
За период заводских испытаний, продолжавшихся до 21 января 1937 г., практически
единственным усовершенствованием, внесенным в конструкцию самолета, стала замена
винтов "Гамильтон стандард" на "Ратье". Испытания оказались весьма успешными, требования задания во всех отношениях были
превышены. При полетном весе 18500 кг Н.47 летел со скоростью 300 км/ч на 75%
тяги. При работе двигателей на полном газу самолет развивал 361 км/ч.
Максимальная дальность полета равнялась 4000 км. 1 марта 1938 г. авиакомпания
"Эр Франс" выдала заказ на пять машин. Военно-морской флот тоже проявил интерес
к самолету с целью оценки возможности превращения этой летающей лодки в дальний
морской разведчик. 19 мая 1937 г. испытания, проходившие до этого без всяких
проблем, неожиданно прервались. При взлете в днище появились усталостные трещины
и при посадке в Антибе с весом 19000 кг лодка набрала воды, центр тяжести
сместился, машина перевернулась и затонула. Несмотря на эту аварию, "Эр Франс" не отказалась от своего заказа. Завод
концерна SNCASE в Витроле начал постройку серии. Серийная модификация, названная
Н.470, отличалась от опытного образца усиленным фюзеляжем, видоизмененным
вертикальным оперением, другим расположением подкосов между лодкой и крылом.
Саму лодку удлинили и увеличили запас топлива. Под мотогондолами поставили
оригинальные радиаторы, связанные с выхлопной системой двигателей и
обеспечивающие увеличение тяги. Первый Н.470 взлетел в Витроле 23 июля 1938 г. и после официальных испытаний
перелетел в Сен-Рафаэль для официального облета. В начале войны этот самолет
проходил испытания на максимальную продолжительность полета; на нем летал экипаж
"Эр Франс". Ни одну серийную лодку авиакомпании сдать не успели. Военные моряки
стали добиваться передачи флоту всех пяти серийных машин. Правительство Далона
это разрешение, и завод SNCASE начал переделывать летающие лодки в дальние
разведчики. Нос фюзеляжа удлинили, разместив там остекленную кабину
штурмана-бомбардира, установили четыре 7,5-мм пулемета "Дарн" и четыре
бомбодержателя под 150-кг бомбы под крыльями. 4 декабря 1939 г. первый и
четвертый серийные Н.470 поступили в эскадрилью Е11 в Берре. Четыре дня спустя
за ними последовал второй самолет, но 10 декабря его пришлось списать, когда
пилот по ошибке сел на мелководье на озере Урбино (Корсика). Оставшиеся две
лодки были приняты военными 15 февраля 1940 г., после чего эскадрилью El 1
перебросили из Берра в Бискароссу. 24 апреля эта часть вернулась в Берр и до 25
июня принимала участие в патрулировании над Средиземным морем. 1 августа 1944 г.
эскадрилью переименовали в 11Е.
При правительстве Виши Н.470 использовались как транспортные самолеты.
С грузом и пассажирами они совершали полеты между Францией и Тунисом, но
недолго. 10 августа итальянские истребители приняли французскую летающую лодку
за английскую и сбили ее близ Сардинии. 15 августа эскадрилью El 1
расформировали. Три сохранившиеся Н.470 сдали в эскадрилью Е9, базировавшуюся в
Берре. В июне 1941 г. они перелетели в Дакар, где участвовали в экспериментах по
дозаправке на воде, действуя как танкеры для поплавковых торпедоносцев Late 298
из эскадрильи 6Т. Оккупация немцами оставшейся части Франции лишила источника
поставки запасных частей, что быстро вывело из строя последние лодки. Последний
Н.470 сдали на слом в августе 1943 г. Перед этим Н.470 недолго участвовал в
прикрытии союзных конвоев, летая из Дакара.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Н-470 |
Размах крыла, м |
31.80 |
Длина, м |
21.72 |
Высота, м |
7.10 |
Площадь крыла, м2 |
135.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
10500 |
нормальная взлетная |
18900 |
Тип двигателя |
4 ПД Hispano-Suiza 12Y-34 |
Мощность, л.с. |
4 х 860 |
Максимальная скорость , км/ч |
340 |
Крейсерская скорость , км/ч |
296 |
Практическая дальность, км |
3250 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
7000 |
Экипаж, чел |
5 |
Вооружение: |
четыре 7,5-мм пулемета Darne
бомбовая нагрузка массой 600 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2021
|