Потерпев фиаско с проектом своей летающей лодки Н3Н в конкурсе с фирмой
Каваниши, 11-й морской авиационный арсенал Hirosho (Hiro Naval Arsenal) (Hiro
Kaigun Kosho) вложил в следующий проект весь свой предыдущий опыт, учтя
допущенные ошибки. Проект, разработанный главным конструктором Арсенала
лейтенант-коммандером Jun Okamura концептуально являлся развитием проекта
трехмоторной летающей лодки-моноплана Н3Н, только размеры новой машины стали
значительно скромнее. Вместо трех моторов Н3Н на Н4Н Окамура ограничился двумя,
также вынесенных на стойках поверх крыла.
В 1931 году на Арсенале собрали первый прототип, получивший обозначение
"Летающая лодка флота Тип 91 Модель 1" или короткое обозначение Hiro H4H1. С
учетом результатов испытаний прототипа изготовили еще два гидроплана,
обозначенных H4H1, эксплуатацию которых начали в 1933 году. На них
отрабатывались различные формы оперения, двигателей и формы килевой части
двухреданной лодки. Кроме того, двухлопастные винты на прототипах были заменены
четырехлопасными.
Конструкция H4H1 в основном металлическая, силовая установка включала два мотора
жидкостного охлажденияType 91-1 мощностью по 500 л. с. или Type 91-2 по 600 л.с.
После серии длительных испытаний моторы были заменены на новые, радиальные "Myojo"
по 760 л.с., являющимися лицензионными американскими Pratt @ Whitney "Hornet".
Эта версия машины получила обозначение Н4Н2 и стала основной в производстве.
Кроме того, на лодке Тип 91 Модель 2 было изменена форма вертикального оперения.
"Шайбы" на концах стабилизатора были заменены на отдельно стоящие два киля,
аналогичные примененных впоследствии на летающих лодках Каваниши Н6К, Yokosuka
H5Y и морском бомбардировщике Мицубиси G3M.
Летающая лодка Н4Н обеих версий имело металлическое крыло с дюралевой обшивкой с
богатой механизацией для своего времени, в частности двойные закрылки Юнкерса. С
одной стороны все это должно было служить повышению взлетно-посадочных
характеристик, но, увы, мореходность нового самолета все еще оставляла желать
лучшего. Даже небольшое волнение на море представляло для Н4Н изрядную проблему,
а взлет и посадка вне пределов бухты в открытом океане представляла собой
смертельный риск.
Однако, альтернативы у Императорского флота все равно не было. Состоящие на
вооружении летающий лодки-бипланы Н1Н, Н2Н и Н3К уже не могли считаться
современными. Разработка большой летающей лодки по спецификации 8-Shi 1933 года
будущей Каваниши Н6К, буксовала. Поэтому было принято решение об ограниченном
серийном выпуске. В 1932 году на заводе Hiro (Hirosho) было выпущено 30 машин.
После 1932 года выпуск самолетов был поручен компании "Kawanishi", построившей в
1933 году - 5 самолетов, в 1934 - 4, в 1935 - 1 шт, в 1936 - 4 и в 1937 году еще
3 самолета. Всего построено 47 экземпляров обоих серийных вариантов.
С началом 2-го японо-китайского инцидента 1937-41 гг. летающие лодки Тип 91
применялись очень активно, не смотря на скромное количество. Они патрулировали
китайское побережье в районе боевых действий. Служили дальними транспортами
между Японией и Китаем, многократно пересекая Восточно-Китайское море. Однако,
боевых потерь, да и вообще столкновений с китайской авиацией избежать удалось.
Тем не менее, Н4Н можно назвать первыми летающими лодками Японии принявшие
участие в боевых действиях.
К началу 2-й Мировой войны на Тихом океане, судя по всему на вооружении этих
машин уже не осталось. Служба их была недолгой и незаметной, но роль этих машин
в дальнейшем развитии японской гидроавиации была незаменима.
(c) Евгений Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
H4H1 |
Размах крыла, м |
23.46 |
Длина, м |
16.57 |
Высота, м |
6.22 |
Площадь крыла, м2 |
82.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4663 |
максимальная взлетная |
7500 |
Тип двигателя |
2 ПД
Myojo 1(2) |
Мощность, л.с. |
2 х
760 |
Максимальная скорость, км/ч |
233 |
Крейсерская скорость, км/ч |
158 |
Практическая дальность, км |
1260 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
3620 |
Экипаж, чел |
6-8 |
Вооружение: |
один 7,7-мм пулемет над передней кабиной
и два 7,7-мм пулемета на турели в задней кабине,
две 250-кг бомбы |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|