Одним
из дебютантом авиасалона "Эршоу Чайна 2010" стал легкий многоцелевой
самолет-амфибия HO-300 "Haiou" ("Чайка"). Два экземпляра этой небольшой амфибии,
рассчитанной на перевозку 4–6 пассажиров, демонстрировались в павильоне на
стенде AVIC и на статической стоянке. Машина разработана входящим в состав AVIC
НИИ специальной техники и строится Шицзячжуанской авиастроительной компанией (Shijiazhuang
Aircraft Industry Co. Ltd).
Самолет имеет стандартное
сдвоенное управление, хотя рассчитан на пилотирование одним летчиком.
Максимальная взлетная масса HO-300 – 1680 кг. Амфибия может перевозить полезную
нагрузку массой до 520 кг на дальность до 1300 км с максимальной скоростью 266
км/ч. Самолет предназначен для короткого взлета и посадки. Для его базирования
подойдет любой водоем 800 метров в длину, 50 метров в ширину и 1 метр в
глубину. Подкрыльевые поплавки могут использоваться, как
дополнительные баки для топлива.
По заявлению разработчиков, "Чайка" может летать с воды при высоте ветровой
волны до 0,4 м. Первый раз в воздух HO-300 поднялась с аэродрома в Шицзячжуане
буквально накануне открытия выставки – 10 ноября 2010 г. Самолет
разработан и построен в соответствии с требованиями CCAR-23-R3.
Разработчики с гордостью объявили о том, что "Чайка" – это первый китайский
самолет-амфибия, созданный совершенно самостоятельно.
Однако обычно у практически любого "чисто китайского продукта" можно найти
зарубежный аналог. Не стала исключением и "Чайка". В данном случае нет сомнений,
что прототипом для китайских конструкторов стали американские самолеты-амфибии
фирмы "Лэйк" типа LA-250/270 "Ренегат". Как и LA-250, HO-300 имеет эталонную для
самолетов "Лэйк" компоновку со среднерасположенным крылом и двигателем с
толкающим воздушным винтом, размещенным на пилоне над фюзеляжем.
Гидродинамические обводы лодки также остались неизменными – видимо, китайские
специалисты осознают свой еще недостаточный опыт в данном вопросе. А вот
аэродинамика планера несколько доработана. Убран форкиль, появились
аэродинамические законцовки на плоскостях крыла. По сравнению с прототипом
увеличен объем кабины и сама она передвинута ближе к носу лодки. Нельзя не
отметить, что само оборудование кабины выполнено на самом современном уровне – с
использованием многофункциональных ЖК-дисплеев.
По заявлению разработчиков, цена одной "Чайки" составляет порядка 600 тыс. долл.
и уже имеются предварительные заказы на 50 таких амфибий. К
январю 2011 года было готово 5 прототипов и два серийных самолета.