Дальний морской разведчик
Late 302 являлся военным вариантом почтовой
летающей лодки Late 300, предназначавшейся для эксплуатации на линии
Дакар-Наталь. В 1928 г. министерство авиации подготовило техническое задание на
четырехмоторную летающую лодку с экипажем из четырех человек и коммерческой
нагрузкой 1000 кг. В соответствии с требованиями этого задания построили три
опытных машины - Блерио 5190, LeO.27 и Late 300. Последний, несший гражданское
регистрационное обозначение F-AKCU, впервые взлетел в 1931 г., но в декабре того
же года затонул в Беррском озере. Затем он был поднят, отремонтирован и
модернизирован.
7 октября 1932 г. самолет вновь поступил на испытания, теперь уже под
обозначением F-AKGF и с собственным именем "Круа-дю-Зюд" ("Южный крест"). 1
января 1934 г. "Круа-дю-Зюд" установил мировой рекорд дальности для
гидросамолетов, перелетев из Берра в Сан-Луи (Сенегал) - на расстояние 3800 км.
3-4 января летающая лодка пересекла Южную Атлантику, за 19 часов добравшись из
Сан-Луи в Наталь. Эти нашумевшие перелеты вызвали значительный интерес как у
авиакомпании "Эр Франс", так и у французского флота, которому требовался
разведчик большого радиуса действия.
Министерство авиации разместило заказ на три машины для "Эр Франс" и три в
военном варианте для морской авиации. Гражданская модификация получила
обозначение Late 301. Лодки были названы F-AOIK
"Орион", F-AOIL "Эридан" и F-AOIM "Надир". На всех
трех стояли моторы Испано-Сюиза 12Nbr по 650 л.с. Late 301 отличались от
исходного вида "Круа-дю-Зюд" компоновкой кабины, увеличенным поперечным V крыла
и большей площадью вертикального оперения. Все эти изменения последовательно
вносились на Late 300 в 1934-35 гг. Три Late 301 были собраны и облетаны в
Бискароссе. F-AOIK совершил первый полет 7 сентября 1935 г. Вскоре приняли
решение переименовать самолеты и они превратились в "Виль де Буэнос-Айрес", "Виль
де Рио-де-Жанейро" и "Виль де Сантьяго-де-Чили".
За ними последовали три военных машины, обозначенных Late 302. По конструкции и
размерам они соответствовали Late 301, но самолеты военного варианта оснастили
четырьмя двигателями Испано-Сюиза 12Ydrs2 с нагнетателями, развивавшими мощность
по 930 л.с. Перед тем как лодки были завершены, 20 января 1936 г. морское
министерство решило присвоить им имена "Жильбо", "Кувервиль" и "Мо-мере". Первый
Late 302, "Жильбо", поднялся в воздух 20 января 1936 г. Уже в начале испытаний
выяснилось, что выпускающиеся стрелковые башни, смонтированные в крыльях с
наружной стороны от мотогондол, в боевом положении вызывают флаттер хвостового
оперения. Пришлось снять их перед передачей самолета на официальные испытания в
Сен-Рафаэле в конце марта. Третью лодку, "Монере", закончили в апреле 1936 г.
Три Late 302 поступили в эскадрилью Е4, базирующуюся в Берре. В январе-феврале
1937 г. эта часть участвовала в учениях флота у побережья Западной Африки. В то
же время морская авиация приобрела "Виль де Сантьяго-де-Чили", переименовав его
в "Де л' Оруа". Военное оборудование установили на нем 2 августа 1939 г. и тоже
передали его в эскадрилью Е4, которая в момент начала войны находились в Дакаре.
До того, как немцы подошли к Бордо, эскадрилья патрулировала судоходные маршруты
между Западной Африкой и подходами к Ла-Маншу. В состав части тогда входили три
Late 302 и один Late 301. 20 мая 1940 г. Late 301 покинул Дакар и отправился на
ремонт в Бискаросу. Когда туда вошли немцы, самолет находился в непригодном для
полетов состоянии. Эскадрилья Е4 (1 августа 1940 г. переименованная в 4Е)
продолжала вести операции с тремя Late 302 до тех пор, пока из-за нехватки
запчастей их не пришлось поставить на прикол. "Кувервиль" перестал летать с 30
апреля 1941 г., "Жильбо" - с 13 июня, а "Монере" эксплуатировался до конца года.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Late 302 |
Размах крыла, м |
44.20 |
Длина самолета,м |
26.15 |
Высота самолета,м |
7.98 |
Площадь крыла,м2 |
255.66 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
13230 |
максимальная взлетная |
24000 |
Тип двигателя |
4 ПД
Hispano-Suiza 12Ydrs |
Мощность, л.с. |
4 х 860 |
Максимальная скорость, км/ч |
215 |
Крейсерская скорость, км/ч |
162 |
Практическая дальность, км |
3250 |
Практический потолок, м |
5800 |
Экипаж, чел |
8 |
Вооружение: |
до пяти 7.5-мм пулеметов Darne
до 300 кг легких бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|