10 мая 1935 г. штаб флота Франции выпустил техническое задание на летающую
лодку - дальний морской разведчик с полетным весом 20 т. В соответствии с ним
спроектировали самолет Late 610 с четырьмя звездообразными двигателями
Испано-Сюиза 79.02 мощностью по 1000 л.с. В начале 1936 г. заказали опытный
образец этой машины. Однако еще в декабре 1935 г. в требования задания внесли
ряд изменений, что потребовало существенной переделки конструкции. В результате
возникла модификация Late 611. Первоначальное однокилевое хвостовое
оперение заменили двухкилевым, размах крыла увеличили с 38,0 м до 40,75 м, а
длину с 24,5 м до 27,0 м. Полный вес возрос до 25 т. Постройка опытного образца на заводе в Тулузе уже началась, когда приняли
решение установить вместо моторов "Испано-Сюиза" Гном-Рон 14N4/5 по 1010 л.с. Late 611 являлся элегантным свободнонесущим монопланом, поддерживающие
подкрыльные поплавки у которого в полете убирались электроприводом. Конструкция
была цельнометалической. Оборонительное вооружение по проекту складывалось из
двух стрелявших вперед 13,2-мм пулеметов "Гочкис" в передней кромке центроплана,
25-мм пушки в верхней турели, четырех 7,5-мм пулеметов "Дарн", стрелявших через
гнезда в бортах, и еще двух таких же в убираемой кормовой установке. Late 611
был построен в Бискароссе и 2 марта 1939 г. начал испытания на воде. Первый
полет состоялся 8 марта. К 1 июля, когда испытания приостановили, чтобы внести в
самолет различные изменения, лодка налетала 18 ч 15 мин в 14 полетах. Переделки
свелись к установке моторов Гном-Рон 14N30/31 вместо исходных 14N4/5 (они
отличались передаточным отношением редуктора) и заменой спаренных 13,2-мм
пулеметов на один 7,5-мм "Дарн". 15 ноября 1939 г. испытания возобновились, но ненадолго. Через 11 дней самолет
вновь подвергли переделкам. Поскольку 25-мм пушка работала крайне ненадежно, в
верхней турели вместо нее смонтировали пару пулеметов "Дарн". 23 декабря 1939 г.
штаб флота объявил о решении заказать 10 самолетов усовершенствованной
модификации Late 612. Она должна была отличаться от опытного Late 611
звездообразными моторами Пратт-Уитни S3C4-G и счетверенными 7,5-мм пулеметами в
верхней и кормовой установках, снабженных гидроприводом. Летные испытания Late 611 возобновились 16 марта 1940 г. За время испытаний
самолет совершил 3 полета, налетав в общей сложности 81 ч 40 мин. 12 апреля
лодку сдали авиации флота, назвав ее "Ахернар". В конце мая 1940 г. Late 611 перелетел в Северную Африку. Согласно условиям
перемирия все вооружение с него сняли. 29 июля стоявшая на якоре в Порт-Лиотэ
лодка получила повреждения днища и водяного руля, когда в нее врезался другой
гидроплан. На машине провели самый необходимый ремонт, а 26 сентября итальянская
контрольная комиссия разрешила перелет в Берр для окончателного восстановления.
10 мая 1941 г. Late 611 вылетел из Берра в Джибути как транспортный самолет. Но
неудачи преследовали эту летающую лодку. При посадке в Джибути повредили
подкрыльный поплавок. Пришлось возвратиться в Берр для повторного ремонта. 15 октября 1941 г., после завершения ремонтных работ, Late 611 отправился из
Берра в Порт-Лиотэ, а затем в Дакар, где вошел в состав эскадрильи Е4 в качестве
дальнего разведчика. В ноябре 1942 г. эта эскадрилья возобновила патрулирование
в южной части Атлантического океана, а в октябре 1943 г. была развернута во
флотилию 7Е. Эта часть использовала Late 611 вместе с английскими "Сандерлендами".
Незадолго до высадки союзников в Южной Франции два пулемета "Дарн" в кормовой
установке заменили на один 12,7-мм "Браунинг". Еще два "Браунинга" смонтировали
в верхней турели. В конце 1944 г. Late 611 чуть не погиб, когда пилот по ошибке
попытался сесть в одной из бухт на южном побережье Франции, остававшейся в руках
немцев. Самолет обстреляли из стрелкового оружия, но, по счастью, огонь был не точен и
гидроплан ускользнул. 5 декабря 1944 г. в Сен-Мандрье сформировали транспортную флотилию 9FTr. "Ахернар"
передали в эту часть. Самолет перестал эксплуатироваться в феврале 1947 г. К
этому времени он провел в воздухе 1600 ч, из них 620 -при сопровождении судов и
боевых кораблей.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Late
611 |
Размах крыла, м |
40.55 |
Длина самолета,м |
27.05 |
Высота самолета,м |
7.33 |
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
15295 |
максимальная взлетная |
28834 |
Тип двигателя |
4 ПД
Gnome & Rhone 14N-30 |
Мощность, л.с. |
4 х 1010 |
Максимальная скорость, км/ч |
349 |
Крейсерская скорость, км/ч |
248 |
Практическая дальность, км |
4350 |
Практический потолок, м |
6500 |
Экипаж, чел |
7 |
Вооружение: |
четыре 7.5-мм пулемета Darne, два 7.7-мм пулемета
Browning в надфюзеляжной турели и одним на хвостовой
бомбовая нагрузка - до 7000 кг |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2021
|