По всей видимости, самой распространенной в годы войны французской летающей
лодкой являлся моноплан Луар 130. Эта небольшая многоцелевая машина была
построена в соответствии с заданием 1933 г. на "катапультируемый
гидросамолет-разведчик". В соответствии с этим заданием создали не менее шести
типов опытных образцов разведчиков, коорые вступили в жесткую конкурентную
борьбу друг с другом. В конкурсе участвовали построенные к этому времени Луар
130, Бреге 610, Гурду-Лезерр GL.820, Левассер PL 200, Лиор-эт-Оливье Н.43 и CAMS
120. Споры шли до 1 августа 1936 г., когда выдали первый заказ на 45 лодок типа
Луар 130. Опытный образец этой машины совершил первый полет 19 ноября 1934 г. На ней стоял
мотор Испано-Сюиза 12Xbrsl (720 л.с.). Самолет имел цельнометаллическую
конструкцию с обтяжкой крыла и оперения полотном. Экипаж обычно должен был
состоять из трех человек, но машина могла нести еще четырех пассажиров. Крыло
при хранении на корабле складывалось. В ходе испытаний дополнительные кили,
расположенные у концов стабилизатора, увеличили по площади, а также изменили
конструкцию радиатора мотоустановки.
В первый заказ вошли 40 самолетов Луар 130М ("Метрополия") - для эксплуатации в
самой Франции) и пять Луар 130С ("Колониаль"- для колоний). Последние отличались
увеличенным радиатором, усиленной конструкцией, для того, чтобы самолет мог
бомбить с пологого пикирования с использованием прицела OPL 38, и специфическим
оборудованием для эксплуатации в тропиках. Лодки типа Луар 130М имели скорость
на 19 км/ч больше и оснащались вооружением из двух 7,5-мм пулеметов "Дарн" и
двух бомб G2 весом по 75 кг. На обеих модификациях монтировались двигатели
Испано-Сюиза 12Xirsl той же мощности, что и 12Xbrsl на опытном образце. В 1936
г. разместили второй заказ на десять лодок. Затем 19 марта 1937 г. последовал
контракт на 20 машин и 21 октября 1938 г. - на 19. Последний заказ включал
только модификацию Луар 130С, из которых 12 предназначались для частей ВВС в
колониях. В начале Второй мировой войны самолеты Луар 130 служили на плавбазе "Коммандан
Тест", линкорах "Дюнкерк" и "Страсбург", учебном крейсере "Жанна д'Арк",
кораблях 1-й, 2-й, 3-й и 4-й дивизий крейсеров и в базировавшихся на берегу
эскадрильях 1S1 и 3S6. В состав ВВС входила эскадрилья 1/ CBS, летавшая на
лодках Луар 130 в Индокитае. С декабря 1939 г. по февраль 1940 г. сформировали
три новые эскадрильи - 8S2, 8S3 и 8S4, соответственно в Вест-Индии, Дакаре и
Триполи. Все они летали на Луар 130 к моменту начала немецкого наступления в мае
1940 г. 23 мая эскадрилью 1S1 начали перевооружать на поплавковые Late 298,
поскольку места ее базирования, Шербур и Булонь, оказались в пределах
досягаемости вражеской авиации.
На 1 августа 1940 г. флот Франции располагал 62 лодками Луар 130. Из них шесть
входили в эскадрилью 17S, три -в 18S, шесть - в 19S, одна находилась в Сайгоне,
21 - на борту различных кораблей, all, принадлежавшие эскадрилье 1HS, были
выгружены на берег с плавбазы "Коммандан Тест". В следующем месяце эскадрилью
1HS расформировали . Ее технику разделили в Дакаре между эскадрильей 4Е и
линкором "Ришелье", который недостроенным ушел из Сен-Назера. Один Луар 130
перелетел из Каруба на Мальту осенью 1940 г. В феврале 1941 г. три экипажа
бежали с Мартиники в Британскую Вест-Индию, а еще один - из Триполи в Палестину.
После ноября 1942 г. все французские боевые корабли лишились своих катапульт,
для того, чтобы разместить дополнительные зенитные установки. Разведчики Луар
130 перевели на берег. Их использовали для патрулирования побережья, связи и
учебных целей. На 2 ноября 1943 г. на авиабазе флота Бель Эр под Дакаром
находились 15 Луар 130, включая опытный экземпляр. Шесть из них входили в звено
ближней разведки 7-й флотилии, вооруженной в основном "Сандерлендами". Однако
из-за нехватки запчастей "Луары" постепенно становились на прикол. Тем не менее
много машин этого типа пережило войну. Хотя французские адмиралы в сентябре 1945
г. решили далее не проводить капитальный ремонт Луар 130, имевшихся самолетов
хватило, чтобы укомплектовать школу пилотов гидроавиации (эскадрилью 53S). Там в
Ур-тине четыре лодки эксплуатировались еще осенью 1947 г. А один самолет этого
типа летал в Индокитае в эскадрилье 8S в декабре 1949 г.
Точное количество выпущенных машин неизвестно, но вряд ли все из 150 зазанных
летающих лодок были действительно построены к началу 1940 г. Известно, что завод
в Сен-Назере закончил 30 самолетов Луар 130 уже для флота правительства Виши,
перед тем как перейти на производство немецких поплавковых Аг 196.
В октябре 1939 г. решили создать для самолета деревянное крыло с целью экономии
металла. Деревянное крыло изготовили на заводе в Сен-Назере и установили на 18-ю
серийную лодку. Она проходила летные испытания; первый полет состоялся 20 ноября
1939 г. Однако в серию вариант с деревянным крылом не запустили.
Модификации
: |
|
|
Loire
130 |
первая серийная модификация. |
Loire 130М |
для флота метрополии,
подавляющая часть выпуска. |
Loire 130С |
для
эксплуатации в колониях с усиленным крылом, увеличенным радиатором
двигателя, дополнительным оборудованием. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Loire 130 |
Размах крыла, м |
16.00 |
Длина самолета,м |
11.30 |
Высота самолета,м |
3.85 |
Площадь крыла,м2 |
40.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2090 |
максимальная взлетная |
3396 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza 12Xirs |
Мощность, л.с. |
1 х 690 |
Максимальная скорость, км/ч |
226 |
Крейсерская скорость, км/ч |
172 |
Практическая дальность, км |
1100 |
Практический потолок, м |
6000 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка: |
4 пассажира |
Вооружение: |
два 7.5-мм пулемета MAC 34 и до 150 кг легких бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|