Уголок неба ¦ Loire 130

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная летающие лодки довоенные
   Loire 130
       
Разработчик: Latecoere
Страна: Франция
Первый полет: 1934
Тип: Многоцелевая летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


По всей видимости, самой распространенной в годы войны французской летающей лодкой являлся моноплан Луар 130. Эта небольшая многоцелевая машина была построена в соответствии с заданием 1933 г. на "катапультируемый гидросамолет-разведчик". В соответствии с этим заданием создали не менее шести типов опытных образцов разведчиков, коорые вступили в жесткую конкурентную борьбу друг с другом. В конкурсе участвовали построенные к этому времени Луар 130, Бреге 610, Гурду-Лезерр GL.820, Левассер PL 200, Лиор-эт-Оливье Н.43 и CAMS 120. Споры шли до 1 августа 1936 г., когда выдали первый заказ на 45 лодок типа Луар 130.

Опытный образец этой машины совершил первый полет 19 ноября 1934 г. На ней стоял мотор Испано-Сюиза 12Xbrsl (720 л.с.). Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с обтяжкой крыла и оперения полотном. Экипаж обычно должен был состоять из трех человек, но машина могла нести еще четырех пассажиров. Крыло при хранении на корабле складывалось. В ходе испытаний дополнительные кили, расположенные у концов стабилизатора, увеличили по площади, а также изменили конструкцию радиатора мотоустановки.

В первый заказ вошли 40 самолетов Луар 130М ("Метрополия") - для эксплуатации в самой Франции) и пять Луар 130С ("Колониаль"- для колоний). Последние отличались увеличенным радиатором, усиленной конструкцией, для того, чтобы самолет мог бомбить с пологого пикирования с использованием прицела OPL 38, и специфическим оборудованием для эксплуатации в тропиках. Лодки типа Луар 130М имели скорость на 19 км/ч больше и оснащались вооружением из двух 7,5-мм пулеметов "Дарн" и двух бомб G2 весом по 75 кг. На обеих модификациях монтировались двигатели Испано-Сюиза 12Xirsl той же мощности, что и 12Xbrsl на опытном образце. В 1936 г. разместили второй заказ на десять лодок. Затем 19 марта 1937 г. последовал контракт на 20 машин и 21 октября 1938 г. - на 19. Последний заказ включал только модификацию Луар 130С, из которых 12 предназначались для частей ВВС в колониях.

В начале Второй мировой войны самолеты Луар 130 служили на плавбазе "Коммандан Тест", линкорах "Дюнкерк" и "Страсбург", учебном крейсере "Жанна д'Арк", кораблях 1-й, 2-й, 3-й и 4-й дивизий крейсеров и в базировавшихся на берегу эскадрильях 1S1 и 3S6. В состав ВВС входила эскадрилья 1/ CBS, летавшая на лодках Луар 130 в Индокитае. С декабря 1939 г. по февраль 1940 г. сформировали три новые эскадрильи - 8S2, 8S3 и 8S4, соответственно в Вест-Индии, Дакаре и Триполи. Все они летали на Луар 130 к моменту начала немецкого наступления в мае 1940 г. 23 мая эскадрилью 1S1 начали перевооружать на поплавковые Late 298, поскольку места ее базирования, Шербур и Булонь, оказались в пределах досягаемости вражеской авиации.

На 1 августа 1940 г. флот Франции располагал 62 лодками Луар 130. Из них шесть входили в эскадрилью 17S, три -в 18S, шесть - в 19S, одна находилась в Сайгоне, 21 - на борту различных кораблей, all, принадлежавшие эскадрилье 1HS, были выгружены на берег с плавбазы "Коммандан Тест". В следующем месяце эскадрилью 1HS расформировали . Ее технику разделили в Дакаре между эскадрильей 4Е и линкором "Ришелье", который недостроенным ушел из Сен-Назера. Один Луар 130 перелетел из Каруба на Мальту осенью 1940 г. В феврале 1941 г. три экипажа бежали с Мартиники в Британскую Вест-Индию, а еще один - из Триполи в Палестину.

После ноября 1942 г. все французские боевые корабли лишились своих катапульт, для того, чтобы разместить дополнительные зенитные установки. Разведчики Луар 130 перевели на берег. Их использовали для патрулирования побережья, связи и учебных целей. На 2 ноября 1943 г. на авиабазе флота Бель Эр под Дакаром находились 15 Луар 130, включая опытный экземпляр. Шесть из них входили в звено ближней разведки 7-й флотилии, вооруженной в основном "Сандерлендами". Однако из-за нехватки запчастей "Луары" постепенно становились на прикол. Тем не менее много машин этого типа пережило войну. Хотя французские адмиралы в сентябре 1945 г. решили далее не проводить капитальный ремонт Луар 130, имевшихся самолетов хватило, чтобы укомплектовать школу пилотов гидроавиации (эскадрилью 53S). Там в Ур-тине четыре лодки эксплуатировались еще осенью 1947 г. А один самолет этого типа летал в Индокитае в эскадрилье 8S в декабре 1949 г.

Точное количество выпущенных машин неизвестно, но вряд ли все из 150 зазанных летающих лодок были действительно построены к началу 1940 г. Известно, что завод в Сен-Назере закончил 30 самолетов Луар 130 уже для флота правительства Виши, перед тем как перейти на производство немецких поплавковых Аг 196.

В октябре 1939 г. решили создать для самолета деревянное крыло с целью экономии металла. Деревянное крыло изготовили на заводе в Сен-Назере и установили на 18-ю серийную лодку. Она проходила летные испытания; первый полет состоялся 20 ноября 1939 г. Однако в серию вариант с деревянным крылом не запустили.



 Модификации :
 Loire 130  первая серийная модификация.
 Loire 130М  для флота метрополии, подавляющая часть выпуска.
 Loire 130С

 для эксплуатации в колониях с усиленным крылом, увеличенным радиатором двигателя, дополнительным оборудованием.




 ЛТХ:
Модификация   Loire 130
Размах крыла, м   16.00
Длина самолета,м   11.30
Высота самолета,м   3.85
Площадь крыла,м2   40.10
Масса, кг  
  пустого самолета   2090
  максимальная взлетная   3396
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza 12Xirs
Мощность, л.с.   1 х 690
Максимальная скорость, км/ч   226
Крейсерская скорость, км/ч   172
Практическая дальность, км   1100
Практический потолок, м   6000
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка:   4 пассажира
Вооружение:   два 7.5-мм пулемета MAC 34 и   до 150 кг легких бомб


 Доп. информация :


  Чертеж "Loire 130"
  Фотографии:

 Прототип Loire 130
 Прототип Loire 130
 Прототип Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130
 Loire 130 захваченная немцами
 Loire 130 захваченная немцами
 Loire 130 захваченная немцами
 Кабина Loire 130
 Кабина Loire 130

  Схемы:

 Loire 130

  Варианты окраски:

 Loire 130 (c) P.-A. Tilley
 Loire 130 esc. 4HS (с) J-M. Guillou
 Loire 130 esc. 3HS
 Loire 130 захваченная немцами (c) P.-A. Tilley

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Патрульная летающая лодка Loire 130
Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Loire 130
Stratus. Gerard Bousquet. French Flying Boats of WWII
K. Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910
Docavia 03. Louis Bonte. l'Histoire des essais en vol 1914-1940
DocAvia 12. R. Danel, J. Cuny. L’Aviation Francaise de Bombardement et de Renseignement (1918-1940)
AeroJournal 2014-10-11. C.J. Ehrengardt. Le Loire 130
Avions 219. Lucien Morareau. Des plumes et un point d’interrogation...
Avions Hors-Serie 1. Lucien Morareau. L'Aeronautique Navale Francaise
Avions Hors-Serie 41. Philippe Ricco. Les avions francais aux couleurs allemandes
Aviation magazine international 1965-11-01. Loire 130
Aviation magazine international 1974-06-15. Pierre Riviere. Loire LN-130
Pen & Sword. Leo Marriott. Catapult Aircraft
Batailles Aeriennes No.26. Combats fratricides en Afrique
Replic 76. Photoscope : Loire 130
L'Aeronautique 1935-12. Hydravion de surveillance "Loire 130"
L'Aeronautique 1935-12. Le Loire 130
L'Aerophile 1944-06. Hydravion Liore Type 130
L+K 1969-01. Vaclav Nemecek. Loire 130
L+K 1995-19. Vaclav Nemecek. Loire 130


Уголок неба. 2022



 

  Реклама: