После вступления Италии в войну ее основным противником стал традиционный
враг – Австро-Венгрия. На наземном фронте боевые действия велись в основном на
севере страны: в областях, которые обе страны оспаривали в течение нескольких
столетий. Однако в современных войнах боевые действия ведутся не только на суше
и на море, но и в воздухе. В морских и воздушных сражениях Первой Мировой войны
Италия и Австро-Венгрия использовали все лучшее, что было в арсеналах этих
стран: линейные корабли, подводные лодки, самолеты и даже дирижабли. Самолеты,
принимавшие участие в боевых действиях над морем, в основной массе были
летающими лодками. На начальном этапе боевых действий Итальянским королевским
флотом (Regia Marina) применялись использовались изготовленные по лицензии
летающие лодки французской компании F.B.A., а затем на вооружение стали
поступать летающие лодки отечественной конструкции (компаний Piaggio, Ducrot,
Zari, I.A.M. и т.д.). Под конец своей карьеры модернизированные лодки F.B.A. до
1922 года применялись в качестве учебных.
Хотя летающие лодки F.B.A. были достаточно надежными, они не получили тех
распространения и славы, которые достались машинам отечественной компании Macchi.
Данная компания была основана в 1912 году в пригороде Варезе (Varese)
предпринимателем Джулио Макки при совместном участии французской компании
Société Anonyme des Etablissements Nieuport. Первоначально новая компания,
носившая официальное название Societa Anonima Nieuport-Macchi, должна была
изготавливать монопланы французской разработки. Компания начала с производства
самолетов компании Nieuport (тип IV и другие), а после объявления войны началось
изготовление боевых машин (до 1914 года монопланы Nieuport использовались в
качестве учебных, а затем для итальянской авиации при условии проведения их
капитального ремонта).
23 мая 1915 года Италия вступила в войну на стороне союзников, т.е. стран
Антанты. В этом же месяце в руки итальянцев попала неповрежденная
австро-венгерская летающая лодка Lohner L.40. Командование Regia Marina поручило
отправить трофей в Варезе с тем, чтобы в компании Macchi самолет был скопирован,
модифицирован в соответствии с итальянскими требованиями и запущен в серийное
производство. Спустя несколько месяцев на вооружение итальянского флота стали
поступать летающие лодки Nieuport-Macchi type L.1.
Вскоре после мая 1915 года о самолетах из Варезе перестали говорить
Nieuport-Macchi, называя из просто Macchi, хотя первоначальное название компании
осталось. В общей сложности было выпущено около 140 летающих лодок L.1. За ними
последовали не менее успешные летающие лодки M.3 и M.5, выполнявшие задачи
разведчиков и бомбардировщиков, истребители-летающие лодки M.7 и летающие
лодки-разведчики/бомбардировщики M.8 и M.9.
Постепенно летающие лодки компании Macchi заменили в боевых подразделениях
устаревающие F.B.A. и не уступали своим многочисленным конкурентам S.I.A.I. S.8.
В ходе войны эти летающие лодки принимали участие в боях против кораблей (и
подводных лодок), самолетов и дирижаблей Императорских и Королевских
Военно-морских сил (Kaiserliche und Königliche Kriegsmarine K.u.K.
[Kriegsmarine]).
Недостатками ранних летающих лодок компании Macchi, включая и
перепроектированные M.9, были малая дальность полета, вынуждавшая действовать в
прибрежных водах, неспособность оперировать в открытом неспокойном море и малая
боевая нагрузка.
В 1918 году командование Regia Marina, осознавая недостатки имевшихся на
вооружении летающих лодок, приказало разработать «океанскую» лодку с одним самым
мощным авиамотором итальянского производства. Новый морской самолет должен был
иметь большую дальность полета и способность действовать в открытом море
(например, для дозаправки топливом и получения дополнительного вооружения со
вспомогательного корабля снабжения).
В ответ на требования спецификации Regia Marina компанией из Варезе была
предложена летающая лодка, получившая обозначение M.12. Новый самолет достаточно
сильно отличался от изготавливавшихся ранее машин. Дело было не только в
размерах (крупнейшая на тот момент летающая лодка конструкции компании Macchi),
но и в форме корпуса лодки.
Трехместная летающая лодка M.12 имела возможность находиться в открытом
неспокойном море за счет очень широкой основной части корпуса лодки, от которой
к хвостовому оперению шли две балки, к которым крепились двухкилевое
вертикальное оперение и удлиненный стабилизатор. Кили имели типичную для
компании цельнодеревянную конструкцию с фанерной обшивкой, а разделенные
горизонтальным оперением рули направления имели полотняную (верхние части) и
фанерную (нижние части) обшивку. Фанерная обшивка была и у тонкого
горизонтального стабилизатора; руль высоты был покрыт полотном.
Корпус лодки имел цельнодеревянную конструкцию со стрингерами и шпангоутами из
красного дерева и фанерной обшивкой. Перед передней кромкой нижнего крыла
размещалась широкая открытая кабина с расположенными бок о бок сиденьями и
находившейся впереди смещенной вправо стрелковой позицией, оснащенной поворотной
турелью с одним 7,7-мм пулеметом Lewis. Помимо этого в самой крайней носовой
части корпуса лодки был жестко установлен 7,7-мм пулемет Vickers, доступ к
которому обеспечивался из передней пулеметной позиции. В кабине обычно
располагались три члена экипажа: пилот (слева), наблюдатель (в центре) и стрелок
(справа перед люком, ведущим в пулеметную позицию).
Крылья самолета были двухлонжеронными с небольшой стреловидностью консолей
(центроплан верхнего крыла в районе зоны ометания винта был прямым). Крылья были
неравного размаха, причем элероны были установлены только на верхнем крыле.
Типичной также была система наклонных межкрыльевых стоек с минимальным
количеством расчалок, внедренная начиная с летающих лодок M.8. Крылья
покрывались полотном; на расположенные под нижним крылом пары подкосов могли
быть установлены два бомбодержателя.
В качестве силовой установки летающей лодки M.12 был выбран восьмицилиндровый
V-образный рядный двигатель водяного охлаждения Ansaldo (FIAT) 4.E.28,
развивавший мощность 450 л.с. (331 кВт) и вращавший деревянный винт с двумя
широкими лопастями.
Первый экземпляр M.12 впервые поднялся в воздух в конце лета 1918 года. До конца
войны были изготовлены еще пять самолетов, но в боевых действиях летающие лодки
этого типа участия не приняли.
Производство продолжалось до 1919 года и в общей сложности было изготовлено 8
летающих лодок M.12. Авиацией Regia Marina были приобретены лишь два самолета,
тогда как шесть машин остались в распоряжении компании-производителя. Одна
летающая лодка M.12 была модифицирована для участия в шнейдеровских гонках 1920
года, однако в соревнованиях она участия не принимала. В компании Macchi даже
предприняли попытку создать пятиместный пассажирский самолет с увеличенным до 18
метров размахом крыла, но данный проект остался незавершенным.