Очень большую лепту в историю авиации внес конструктор летающих лодок И.В.
Четвериков. Закончив с отличием рабфак при Саратовском университете, он затем,
после переезда в Петроград, поступает в Институт инженеров путей сообщения на
только что образованный воздушный факультет. После окончания он поступил
работать в КБ Д.П. Григоровича. Конструкторская школа Григоровича оказалась
тяжелой, но весьма полезной для молодого авиаконструктора. В то время здесь
строились три самолета: РОМ-2, МР-5 и маленький МУ-2. И.В. Четверикову поручили
доводку двухместной морской учебной летающей лодки МУ-2. Затем Четвериков
возглавил отдел гидросамолетов в ЦКБ, и ему поручили первую самостоятельную
работу - проектирование морского дальнего разведчика МДР-3.
Проект МДР-3 в ЦКБ шел под обозначением No.11. Этот самолет не был отправлен в
серию, и тем не менее он принес И.В. Четверикову, а стало быть, и авиации
несколько новаторских решений. В проекте предполагалось использовать различные
элементы конструкции от бомбардировщика ТБ-5. По своей схеме МДР-3 являлся
лодочным гидросамолетом с высокопоставленным подкосным крылом, положенным на
лодку, и двухкилевым вертикальным оперением с килями, соединенными между собой,
как и на ТБ-5. На самолете установили две тандемные силовые установки из четырех
двигателей, так же, как на ТБ-5.
Силовая установка состояла из четырех двигателей БМВ-VI в двух тандемах на
центроплане. Применение двигателей водяного охлаждения повлекло за собой
значительно большую массу, но И. В. Четвериков - начальник морского отдела и
автор проекта самолета решил на это пойти. На два двигателя был общий радиатор
под передним из них. Установки были очень удобны для обслуживания. Бензобаки
были клепаными дуралюминиевыми и устанавливались на стойках над центропланом
крыла по обоим бортам лодки в плоскости разнесенных килей.
Четвериков впервые решился строить корпус лодки по судовым профилям и с острым
реданом, что в корне отличалось от обводов считавшейся тогда классической
плоскодонной летающей лодки Дорнье "Валь". Наконец, именно он впервые предложил
испытать модель МДР-3 в гидроканале ЦАГИ для определения мореходности самолета.
В корпусе лодки имелись кабины для семи членов экипажа. В средней части лодки
находился водонепроницаемый отсек, в котором хранилось различное морское
оборудование. Для защиты от воздушного противника и для поражения небольших
целей на самолете были установлены четыре подвижные турели с пулеметами ДА-2.
Под центропланом могли подвешиваться бомбы, общим весом до 500 кг.
Постройка самолета была начата весной 1931 г., а к ноябрю его уже построили. В
декабре самолет перевезли в Севастополь, где 14 января 1932 г. летчик-испытатель
Б.Л. Бухгольц совершил первый полет.
Испытания продолжались до 25 марта, итог был неутешительный, гидросамолет не
отвечал всем требованиям для такого класса машин. В полете были отмечены очень
сильные колебания лодки, передававшиеся от хвоста самолета к носу. Причиной
возникновения тряски стали воздушные винты тандемных установок. После установки
винтов с самолета Дорнье "Валь" вибрации почти пропали. Для окончательной
ликвидации колебаний требовались значительные доработки хвостовой части.
Самолет показал хорошую мореходность, скорость до 210 км/ч, время разбега 36 с,
но плохую скороподъемность и потолок всего 3000 м. Причиной этого была отчасти
тандемная установка двигателей, но главное - ухудшенная аэродинамика самолета.
Заклепки с полукруглыми головками, отсутствие обтекателей и зализов на узлах
стоек и подкосов, наружные стрингеры и фальшборт лодки, подвеска бомб по бортам,
радиаторы тандемных установок, особо вредившие тем, что они находились над
крылом на небольшом от него расстоянии и, кроме того, множество мелких “колючих”
деталей, находившихся в потоке, - все это сильно снижало аэродинамическое
качество МДР-3.
Учитывая большую продолжительность (8 ч) и дальность (1600 км) полета МДР-3, а
также острую нужду флота в таком самолете, было принято решение продолжить
работы над ним. Устранить недостатки было поручено коллективу КОСОС ЦАГИ во
главе с А.Н. Туполевым. Там модернизировать машину не стали, а основательно
переделали и получили уже совсем другой гидросамолет - АНТ-27 (МДР-4). Новый
самолет сохранил только обводы лодки МДР-3 и стал трехдвигательным
свободнонесущим высокопланом с однокилевой схемой вертикального оперения.
(c)
alternathistory.org.ua