В начале 1924 года
последовало предложение Морского ведомства о создании нового аппарата,
определяемого как морской разведчик. Заказ на проектирование МРЛ-1
(Морской Разведчик с двигателем "Либерти" - первый) был выдан
Авиаотделом снабжения ВВС 13 июня 1924 года.
Это был период, когда
Дмитрий Павлович Григорович уже ушел с завода No. 1, поэтому
значительный объем конструкторских работ выполнили в его квартире на
Садово-Кудринской улице. К проектированию приступили в июне, а 18
сентября 1924 года после рассмотрения всей документации и определения
тактико-технических требований проект утвердили на совещании
Научно-технического комитета Воздушного флота. Далее последовала
передача заказа на изготовление самолета ленинградскому заводу ГАЗ No. 3
"Красный летчик".
Схема - летающая лодка с
толкающим винтом, одностоечный биплан с небольшим выносом, со стрелковой
точкой за винтом. Лодка - двухреданная, длиной 9,8 м (до первого редана
4,0 м), шириной 1,5 и высотой 1,3 м. Конструкция лодки была чрезмерно
трудоемкой и дорогой. Фанерный корпус лодки был обшит тонкими досками (4
х 80 мм) на медных заклепках впотай, с алюминиевыми шайбами. По палубе и
верхней части бортов эти доски были сосновые, ниже - ясеневые, еще ниже
- ореховые, а от ватерлинии и по дну - красного дерева, причем на днище
- в два слоя. Между фанерой и дощатой обшивкой был проложен слой
полотна, пропитанного подмазочным (не сохнущим) лаком. Внешний вид лодки
был очень красив, но и несколько десятков килограммов лишней массы были
налицо. Впереди находилась двухместная кабина пилотов, размещенных рядом
друг с другом, перед ними - место воздушного стрелка. Второй стрелок для
обороны задней полусферы размещался за двигателем.
Коробка крыльев была
нормальной конструкции, профиль - "Геттинген-436". Стойки - N-образные с
фанерными обтекателями. Радиатор - лобовой сотовый. Стабилизатор - с
изменяемым в полете углом установки. Самолет был выполнен очень чисто,
но был заметно перетяжелен.
Постройку МРЛ-1 на ГАЗ No.
3 закончили в мае 1925 года, а 6 июня самолет доставили на
гидроаэродром, где произвели его сборку, регулировку и пробные спуски на
воду. Уже на первом этапе испытаний выяснилось, что лобовой радиатор
охлаждения мал, а потому двигатель греется, воздушный винт дает на земле
1700 об/мин, при том, что снимать полную мощность с двигателя
требовалась при частоте вращения 1550 об/мин.
Первый полет новой лодки
состоялся 22 июня 1925 года. После выполнения еще нескольких полетов был
сделан вывод, что при рулении по воде МРЛ-1 обладает недостаточной
продольной устойчивостью и долго разбегается при совершении взлета.
Впрочем, в воздухе самолет вел себя вполне нормально и демонстрировал
удовлетворительную управляемость. Максимальная скорость в горизонтальном
полете на высоте 1000 м составляла 180-185 км/ч. На заключительной фазе
испытаний во время полета на максимальный потолок лопнул масляный бак, и
самолет произвел вынужденную посадку с остановленным двигателем.
Причиной поломки стало отсутствие суфлирующего отверстия в маслобаке,
при нагревании масла и пониженном давлении на высоте он лопнул по месту
пайки листов.
В ходе испытаний произвели
9 полетов, которые позволили оценить конструкцию и качество изготовления
МРЛ-1 как удовлетворяющие заявленным требованиям. Однако затяжной разбег
и плохой отрыв от воды считались недопустимыми, что объяснялось
неудачными обводами лодки. Кроме того, не удовлетворяли малая
скороподъемность и достигнутый потолок 3050 м. Хотя в отношении МРЛ-1
уже были приняты решения по изготовлению серии, от него в конце концов
отказались. Единственный построенный экземпляр передали для эксплуатации
на Белое море, где он использовался в Соловецком лагере особого
назначения (СЛОН) как самолет связи с материком.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МРЛ-1 |
Размах крыла, м |
13.20 |
Длина, м |
10.63 |
Высота, м |
3.67 |
Площадь крыла, м2 |
50.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1660 |
нормальная взлетная |
2400 |
Тип двигателя |
1 ПД Liberty |
Мощность, л.с. |
1 х 400 |
Максимальная скорость , км/ч |
189 |
Крейсерская скорость , км/ч |
160 |
Продолжительность полета, ч |
5 |
Cкороподъемность, м/мин |
206 |
Практический потолок, м |
5200 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Схемы:
|
МРЛ-1 |
|
Уголок неба. 2015
|