В 1932 году ВМФ США и Авиационный корпус армии США стали проявлять интерес к
разработке усовершенствованных двухмоторных патрульных и бомбардировочных
гидросамолетов. Флот отдавал предпочтение летающим лодкам с дальностью
патрулирования около 3000 миль (4830 км), в то время как авиационный корпус
склонялся в пользу небольших и по возможности скоростных амфибий, способных
действовать над водными районами совместно с бомбардировщиками наземного
базирования.
Это последнее требование вытекало из уникальной концепции (которую пытались
реализовать в Y1C-21), согласно которой планировалось использовать амфибии в
одном строю с обычными бомбардировщиками в качестве обеспечивающего штурманское
сопровождение самолета-лидера и спасательного самолета. Для удовлетворения этих
противоречивых требований в компании Douglas разработали два очень похожих
самолета, которые в значительной степени представляли собой увеличенный в
масштабе Douglas Dolphin. Однако, несмотря на существенно переработанный
прототип для Флота ни один из этих экспериментальных самолетов не получил заказа
на серийное производство.
Первым был разработан прототип для Авиационного корпуса армии, заказанный 18
ноября 1932 года в соответствии с договором AC5450. Самолет, первоначально
названный YB-11, был причислен к бомбардировщикам. Эта амфибия была оснащена
двумя 670-сильными девятицилиндровыми двигателями Wright R-1820-13,
установленными в отдельных гондолах над свободнонесущим крылом по типу Douglas
Dolphin. Самолет имел неубирающиеся поплавки и двухреданный корпус; основные
стойки шасси убирались в борта фюзеляжа непосредственно под передней кромкой
крыла. Самолет был вооружен тремя подвижными 0,30" (7,62 мм) пулеметами: по
одному в каждом из двух люков позади крыла и еще один в застекленной носовой
турели - первой такой установке на американском гидросамолете. Турель
размещалась за швартовочным люком и перед застекленной кабиной пилотов.
В то время как самолет находился в процессе производства, концепция
использования в смешанных боевых порядках амфибий и бомбардировщиков наземного
базирования оказалась непрактичной. Таким образом этот экспериментальный самолет
был переведен в категорию самолетов наблюдения и, как следствие, был в первый
раз переименован, став YO-44. Затем самолет получил новое назначение и новое
обозначение - машина стала амфибией наблюдения YOA-5.
В качестве YOA-5 самолет (заводской номер 1174, серийный номер 33-17) был собран
и в январе 1935 года выполнил полет в Санта-Монику. 24 февраля 1935 года YOA-5,
за который Авиационный корпус армии США заплатил $192348,79, был доставлен на
авиабазу Райт-Филд (Wright Field), штат Огайо. После испытаний и оценки в Райт-Филде в октябре 1935 года машина была приписана к 1-ой эскадрилье
аэродромного обслуживания на авиабазе Лэнгли-Филд (Langley Field), штат Вирджиния.
Находясь в ведении эскадрильи, этот самолет установил два мировых рекорда
дальности для амфибий, первый из которых был осуществлен 12 декабря 1935 года,
когда машина под управлением лейтенанта Х. МакКэффери (Lt H. MacCaffery),
капитана Э.И. Смита (Capt A. Y. Smith) и лейтенанта Х.С. Хэнселла (H. S.
Hansell) совершил беспосадочный полет длиной 1033,2 миль (1662,778 км). Шесть с
половиной месяца спустя - 29 июня 1935 года - амфибия YOA-5 под управлением
генерал-майора Ф.М. Эндрюса (Maj-Gen F. M. Andrew) и майора Дж. Уиттли (Maj J.
Whittey) побили этот рекорд, пролетев без посадок 1429,685 миль (2300,86 км) по
маршруту Сан-Хуан (Пуэрто-Рико) - Лэнгли-Филд. Для достижения этого результата
на самолет были установлены экспериментальные 930-сильные двигатели Wright
YR-1820-45, но в 1936 году на машине была вновь заменена силовая установка:
амфибия получила 750-сильные R-1820-25. С этими двигателями YOA-5 оставался на
авиабазе Лэнгли-Филд вплоть до июня 1941 года, когда был передан на авиабазу Элмендорф-Филд (Elmendorf Field), Аляска. 31 декабря 1943 года после того как
машина в общей сложности налетала 1075,8 часов она в Элмендорфе была списана.
(c) alternathistory.org.ua
Модификации
: |
|
|
YB-11 |
вариант разведывательного
бомбардировщика для US Army Air Corps. |
YO-44 |
переобозначение в
наблюдательный самолет. |
YOA-5 |
самолет после повторного
переобозначения. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
YOA-5 |
Размах крыла, м |
27.36 |
Длина самолета,м |
21.18 |
Высота самолета,м |
6.71 |
Площадь крыла,м2 |
102.30 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6368 |
максимальная взлетная |
9072 |
Тип двигателя |
2 ПД Wright
R-1820-45 Cyclone |
Мощность, л.с. |
2 х 800 |
Максимальная скорость, км/ч |
272 |
Крейсерская скорость, км/ч |
245 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
5760 |
Экипаж, чел |
4 |
Вооружение: |
три 7.62-мм пулемета на подвижных турелях |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2014
|