Австрийский пилот-ас Готтфрид Банфильд, в начале Первой Мировой войны летал на многих
гидросамолетах и летающих лодках. В 1916 году он пересел на истрбитель-летающую лодку Hansa-Brandenburg CC с бортовым номером A12.
В следющем году боевые успехи Банфильда на летающих лодках побудили инженера Йозефа Микла
(Josef Mickl), ведущего конструктора фирмы
Oeffag (Oesterreichische Flugzeugfabrik AG), создать специально для "орла Триеста"
одноместный гидроистребитель Oeffag H. Разработанный им самолет А11 был немного крупнее, чем А12, но мощный мотор
Hiero в 200 л.с. позволял ему развивать более высокую
скорость. Кроме того, А11 был вооружен не одним, а двумя пулеметами с огромным по тем временам боекомплектом - 750 патронов на ствол.
Впрочем, именно оружие, казавшееся таким мощным, на деле оказалось "ахиллесовой пятой" новой машины. В первом же бою 19 марта у Банфильда заклинило пулеметы. Та
же беда повторилась в следующей воздушной схватке 4 апреля. Но несмотря на досадный дефект вооружения, самолет Банфильду понравился. Скоростной, маневренный,
легкий в управлении гидроплан, выкрашенный в серо-голубой защитный цвет, даже получил от летчика прозвище "Голубое чудо".
Единственную победу на "чуде" Банфильд одержал 31 мая, когда поздно вечером итальянские летающие лодки бомбили австрийские позиции у Санта Андреа. В 23.30
Банфильд атаковал и сбил одну из них. Итальянский самолет рухнул в воду, а Банфильд вернулся в Триест. Садиться пришлось уже в полной темноте, но мастерство
морского аса помогло избежать аварии. Ранним утром следующего дня экипаж итальянского патрульного катера сумел подойти к вражескому берегу и
подобрать плавающие на воде обломки сбитого накануне гидроплана. Австрийцы лишились "сувенира", но Банфильду все же зачли его ночной успех, ставший девятой и
последней официальной победой "орла Триеста".
В течение следующих двух месяцев Банфильд не участвовал в воздушных боях. По приказу командования ему пришлось заняться более актуальной, хотя и не столь "престижной"
работой - ведением разведки и штурмовкой вражеских наземных позиций. По счастью, его миновал зенитный огонь и этот период службы закончился для морского аса
благополучно.
Только 4 августа у Банфильда вновь появился шанс пополнить свой боевой счет. В ночном патрульном полете он увидел "Капрони", идущий к городу Паренцо. Оставаясь
незамеченным, он приблизился к бомбардировщику на 50 метров и дал очередь по мотору. Прицел был точен: двигатель задымил и вражеский самолет пошел на снижение.
У самой земли "бомбовоз" выровнялся, но скорость его резко упала. Казалось, еще один залп, и десятый трофей будет в кармане. Готтфрид взял на мушку другой
двигатель и нажал на спуск... пулеметы молчали! "Голубое чудо" вновь подвело своего владельца. "Итальянец" на двух моторах пересек линию фронта, дальнейшее
преследование уже не имело смысла.
Тем не менее, Готтфрид с непонятным упорством продолжал летать на А11. На нем он провел еще несколько воздушных боев, но всякий раз победа в последний момент
ускользала из рук. Так, 21 сентября Банфильд, совместно с пилотом другого гидроистребителя атаковал итальянскую летающую лодку у Голаметто. От нескольких
попаданий в мотор вражеский самолет вспыхнул. Охваченная пламенем машина круто пошла вниз, но густой туман у земли скрыл место падения. Обломки сбитого самолета
так и не были найдены, и победа осталась незачтенной.
Только в январе 1918 года Банфильд оставил А11 в пользу более нового самолета Hansa-Brandenburg W.18, конструкции тогда еще малоизвестного инженера Эрнста Хейнкеля. "Орел Триеста" воевал на нем несколько месяцев, однако 26 мая почему-то вновь решил вылететь на задание в кабине "голубого чуда". Этот вылет едва не
стал для него роковым. Вновь дадим слово самому Банфильду: "Вражеские торпедные катера, как сообщила наша телеграфная станция, двигались со скоростью 25-28 узлов
к бухте Муд-жиа, к югу от Триеста. Они вооружены пулеметами. Я немедленно вылетел на А11, оснащенном двумя фиксированными пулеметами с боекомплектом в 1500
трассирующих патронов. Благодаря местному флотскому командованию прожекторные посты направили свои лучи так, чтобы мы могли видеть цель.
Едва взлетев над морем, я увидел катер на расстоянии 1000 м. Я ринулся на него на полной скорости, открыв огонь с дистанции 200 м и высоты 5 м. Первая цель была
поражена, катер лежал разбитым на воде. Затем я атаковал второй катер, а потом и третий.
Во время третьей атаки фосфорная (трассирующая - прим. авт.) пуля, выпущенная со второго катера, ранила меня в левую берцовую кость. Рычаг управления также был
перебит, и я потерял возможность пользоваться пулеметами. Одной рукой я зажимал рану, другой же вел аппарат при помощи неразбитой части ручки управления.
Из последних сил я приводнился возле прожектора, установленного в рыбацкой гавани, и потерял сознание. Следующее, что я помню, - это операционный стол
городского госпиталя. Рана была достаточно серьезной из-за фосфора, но через месяц мне вновь было возвращено здоровье".
"Орел Триеста" вернулся в небо над городом в понедельник 5 августа. Триест непрерывно подвергался массированным воздушным налетам. Банфильд на отремонтированном
"голубом чуде" и его поредевший отряд безуспешно пытались остановить врага.
В конце своей военной карьеры линейншиффслейтенант Готтфрид фон Банфильд (приставка "фон" появилась с присвоением ему дворянского титула) летал
как на гидропланах, так и на армейских истребителях Phoenix DI. Но последний воздушный бой 18 сентября 1918 г. он провел на
любимом гидроплане Oeffag H "голубое
чудо" (правда к этому времени окраску летающей лодки сменили на стандартную защитную), построенном специально для него.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Oeffag H |
Размах крыла, м |
12.16 |
Длина, м |
8.58 |
Высота, м |
3.90 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД Hiero |
Мощность, л.с. |
1 х 200 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Продолжительность
полета, ч.мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 7.92-мм пулемета Schwarzlose M17/12
с 750 патронов на ствол |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|