Разработка и создание в 1930 году миниатюрной одноместной летающей лодки
Prawn (креветка) было очередным одноразовым мероприятием компании George Parnall
& Co. Этот летательный аппарат был построен в качестве экспериментального
самолета для Министерства авиации. Основным назначением машины было определение
воздействий, которые будут получены в результате размещения силовой установки в
носу летающей лодки.
По словам инженера по эксплуатации компании Parnall Дж. Э. Дрейскотта (J. E.
Draycott), работавшего в те годы инспектором, наличие нержавеющей стали в
конструкции летающей лодки Prawn было связано с проверкой применимости этого
конструкционного материала в машинах данного типа. Однако по словам мистера
Дрейскотта использовавшаяся в конструкции лодки Prawn сталь S.60 не
соответствовала требуемым стандартам. Тем не менее, изящная маленькая "креветка"
в 1930 году вышла из ворот завода в Яте (Yate), после чего машина была
подготовлена к испытаниям, которые должны были быть проведены в расположенном в
Феликсстоу Экспериментальном центре морской авиации (Marine Aircraft
Experimental Establishment - MAEE).
Силовой установкой летающей лодке Prawn служил 65-сильный двигатель водяного
охлаждения Ricardo-Burt. Данный мотор был аналогичен двигателям,
использовавшимся в качестве вспомогательной силовой установки в дирижабле R101.
Этот двигатель был установлен немного выше скул лодки, и основной проблемой было
получение зазора, необходимого для защиты винта от брызг, выбрасываемых при
разгоне самолета на воде. Эта опасность была устранена путем установки за задней
частью двигателя специального поворотного устройства, позволявшего в случае
необходимости изменять угол тяги путем изменения положения силовой установки;
максимальный угол подъема составлял 22°. Также для уменьшения воздействия брызг
был установлен четырехлопастный винт минимального диаметра. В нижнем положении
обтекатель винта выступал в качестве носа этой уникальной летающей лодки. Во
время взлета двигатель совместно с радиатором размещался в верхнем положении в
центре верхней части капота и серьезно ограничивал обзор пилота.
Летающая лодка Prawn имела однореданный цельнометаллический корпус, частью
которого являлась открытая кабина пилота. Кабина пилота была снабжена лобовым
стеклом, защищавшим от ветра и брызг, и подголовником, расположенным в задней
части фюзеляжа и имевшим обтекаемую форму.
Крыло самолета, относящегося к монопланам-парасолям, имело полотняную обшивку и
довольно широким и глубоким вырезом в задней кромке над кабиной пилота. Передняя
кромка крыла была прямой, в то время как задняя кромка в центральной части имела
прямую, а в частях ближе к законцовкам - трапецевидную заднюю кромку.
Механизация крыла состояла из элеронов, расположенных в близких к законцовкам
частях крыла и имевших очень широкую хорду.
Топливный бак с подачей бензина самотеком размещался над центропланом крыла и
поддерживался на опалубке изготовленными из стальных труб Л-образными кабанными
стойками. Четыре основных подкоса (по два с каждой стороны) шли параллельно и
наклонно от нижних сторон корпуса к нижним поверхностям крыла.
Два подкрыльевых поплавка, поддерживаемые обычными N-образными стойками,
размещались примерно на расстоянии двух третей размаха консолей крыла; для
дополнительной прочности каждый поплавок крепился парой диагональных стоек,
соединявших поплавок и нижнюю поверхность крыла.
Хвостовое оперение состояло из широких киля и руля направления и прямоугольных в
виде сверху стабилизатора и довольно больших рулей высоты. Горизонтальное
оперение было расположено чуть выше фюзеляжа и было прикреплено к килю.
Стабилизатор в своей нижней части дополнительно крепился к фюзеляжу при помощи
подкосов, а в своей верхней части при помощи расчалок к килю.
Самолет был полностью окрашен в серебряный цвет (за исключением основных
подкосов, которые были выкрашены черной краской) и нес на фюзеляже и верхней и
нижней поверхностях крыла стандартные британские сине-бело-красные кокарды. Вся
поверхность руля направления была окрашена в синюю, белую и красную полосы.
Помимо нанесенных вертикальных красной, белой и синей полос на руле направления
самолета был также как и на других машинах Королевских ВВС был изображен военный
серийный номер летающей лодки Prawn - S1576.
На фотографиях летающей лодки на правой стороне киля и руля направления можно
четко различить инвентарные номера компании Parnall - P1/6213 и P1/6214
соответственно. На правом подкрыльевом поплавке можно увидеть буквы и цифры
SB4289, указывающие, что данные поплавки, вероятно, были поставлены компанией
Short Brothers. Точка слова масла четко указана черной надписью на передней
правой стороне корпуса.
Для технического обслуживания летающая лодка на берег вытаскивалась и по нему
перевозилась с помощью небольшой двухколесной тележки.
После прохождения испытаний в Феликсстоу летающая лодка Prawn в
экспериментальных целях продолжала использоваться MAEE, однако насколько долго
остается неизвестно. Окончательная судьба этой замечательной маленькой летающей
лодки остается неопределенной.
(c) alternathistory.org.ua