Первым в серии гидросамолетов Консолидейтед, приведших в конечном итоге к
появлению "Каталины", стал XPY-1 "Адмирал"
(названный так
в честь адмирала Вильяма А. Моффетта). Этот цельнометаллический моноплан с
высокорасположенным крылом отличался революционной для гидросамолетов того
времени концепцией, полностью порвавшей с линией летающих лодок - бипланов,
начавшейся с построенной в 1914 году Тленном Куртисом "Америки". Разработанный
ВМС США базовый проект был предложен фирмам авиапромышленности, от которых
ожидали предложений по постройке прототипа. Консолидейтед запросила наименьшую
цену и 28 февраля 1928 года получила контракт стоимостью 150000$ на
проектирование и постройку опытной машины. Прошел почти год напряженной работы,
причем большую часть времени заняла отработка новых технологий, связанных с
широким применением в конструкции самолета алюминиевых сплавов, и в декабре 1928
года XPY-1 "Адмирал" был закончен постройкой. Но тут возникла совершенно
неожиданная проблема - замерзла река Ниагара - и новую летающую лодку негде было
испытать. ВМС торопили Консолидейтед, и было принято решение не дожидаться
весны, а разобрать машину и отправить ее на базу Анакоста, где и должны были
пройти летные испытания.
Хотя XPY был доставлен в Анакосту в разгар Рождественских праздников, немедленно
развернули работы по его сборке, ход которых контролировал сам Мак Лэддон. После
наземных проверок, 10 января 1929 года машина впервые поднялась в воздух. Ее
пилотировал лейтенант флота А.В. Гортон, а Лэддон по своему обыкновению занял
место второго пилота. Лейтенанта Гортона пришлось "позаимствовать" у ВМС для
проведения первого полета, так как Консолидейтед в то время не располагала
собственными пилотами с опытом управления летающими лодками.
Через некоторое время в качестве эксперимента в безуспешной попытке увеличить
скорость самолета сверху крыла был установлен и третий двигатель.
Летные характеристики XPY-1, определенные в ходе летных испытаний, полностью
соответствовали техническим требованиям и в июне 1929 года ВМС США предложили
всем заинтересованным фирмам поучаствовать в конкурсе на производство серии из
девяти таких самолетов. Предложенная Консолидейтед цена, включавшая
дополнительные затраты на постройку прототипа, оказалась выше, чем у Гленн
Мартин Компании и заказ "уплыл" к последней. Девять двухдвигаетльных
машин были построены под обозначением Мартин P3M-1 и P3M-2, а
трехдвигательная под обозначением XP2M.
Несмотря на потерю контракта с
военными, Консолидейтед немедленно приступила к разработке на базе "Адмирала"
коммерческого варианта гидросамолета, способного перевозить 28 пассажиров. Новая
машина, получившая имя "Коммодор", использовалась авиакомпанией NYRBA (New York,
Rio, Buenos Aires Line) и ее преемницей Пан Америкен для перевозки пассажиров на
первой коммерчески успешной авиалинии на Карибах и в Южной Америке. "Коммодор"
прослужил авиакомпании много лет, устанавливая новые стандарты комфорта и
скорости.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XPY-1 |
Размах крыла, м |
30.48 |
Длина самолета,м |
18.82 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла, м2 |
140.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3683 |
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
2 ПД Pratt Whitney
R-1340 |
Мощность, л.с. |
2 х
450 |
Максимальная скорость, км/ч |
190 |
Крейсерская скорость, км/ч |
177 |
Практическая дальность, км |
4217 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
5 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|