Зигмунд Пулавский был
большим энтузиастом массовой любительской авиации и его положение в
P.Z.L. предоставило ему возможность для создания легкого самолета по
своему выбору. В 1929–30 годах в свободное время Пулавским была
спроектирована интересная двухместная легкая летающая лодка-амфибия с
дюралюминиевым корпусом и деревянными крылом и хвостовым оперением.
Поскольку официальной поддержки его проект не получил, то постройку
летающей лодки Зигмунд Пулавский организовал на собственные средства.
Руководство P.Z.L. разрешило Пулавскому использовать имеющееся на заводе
оборудование, и строительство самолета, который стал известен как
P.Z.L.-H., началось в середине 1930 года. Работы над самолетом
выполнялись добровольцами в основном в свободное от основной работы
время под наблюдением конструктора и временами за вознаграждение от
него. В ноябре 1930 года корпус лодки был доставлен на небольшое озеро
для проверки его конструкции на наличие протечек. В январе 1931 года
постройка амфибии была полностью завершена.
Одновременно с постройкой летающей лодки 11 сентября 1930 года
Командование Военно-морского флота (K.M.W. – Kierownictwo Marynarki
Wojennej) попросило P.Z.L. представить проекты гидросамолетов для
польского флота. В ответ руководством P.Z.L. были предложены
двухпоплавковые версии P.Z.L.5 и L.2, получивших обозначения P.Z.L.8 и
P.Z.L.9 соответственно, и амфибию P.Z.L.-H, обещая доставку прототипов в
апреле 1931 года. Амфибия Пулавского была представлена с крылом
увеличенного размаха, закрытой или открытой кабиной в качестве учебного
самолета с двойным управлением, связного самолета и самолета-разведчика.
За самолет без двигателя в варианте чистой летающей лодки завод
запрашивал 19 000 злотых (?760), а за амфибию со съемным шасси, колеса
которого могли быть подняты над водой, было запрошено 23 000 злотых
(?920). ВМФ Польши быстро отклонил два первых предложения, но в то же
время выказал некоторый интерес к амфибии, которая в последние недели
1930 года получила официальное обозначение P.Z.L.12.
В феврале 1931 года прототип, не имевший боковых стабилизирующих
поплавков, под управлением Зигмунда Пулавского начал летные испытания на
аэродроме Мокотув (Mokotow). 21 марта 1931 года P.Z.L.12 во время
выкатки из ангара застрял в грязи и его с большим трудом удалось
вытащить на чистое место. После этого Пулавский поднял самолет в небо в
его шестой и последний полет. Вскоре после взлета на высоте примерно 500
футов (152 м) самолет, скорее всего, перестал реагировать на средства
управления, стал снижаться в направлении одной из улиц и врезался в
землю, похоронив Зигмунда Пулавского под своими обломками. Некоторые
свидетели считали, что катастрофа произошла по причине блокировки
управляющих поверхностей, другие считали, что причиной были ошибки
пилота в управлении самолетом, линия тяги двигателя которого находилась
высоко над крылом.
Гибель двадцатидевятилетнего Зигмунда Пулавского, конструкторский талант
которого только-только начал получать признание во всем мире, стала
ужасающей потерей для польской авиационной промышленности и в итоге
решила судьбу P.Z.L.12.
Техническое описание.
Летающая лодка-амфибия P.Z.L.12 представляла собой легкий двухместный
свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом и со смешанной
конструкцией.
Сужавшееся по толщине и длине хорды крыло имело деревянный силовой набор
и фанерно-полотняную обшивку. В состав силового набора крыла входили
изготовленные из сосны основной коробчатый лонжерон и вспомогательный
диагонально расположенный лонжерон, к которому крепились элероны.
Передняя кромка крыла изготавливалась из фанеры, остальная часть крыла
имела полотняную обшивку. Консоли крыла крепились непосредственно к
фюзеляжу.
Хвостовое оперение имело сходную с крылом деревянную свободнонесущую
конструкцию с фанерно-полотняной обшивкой. Горизонтальное оперение
размешалось на середине высоты киля.
Корпус летающей лодки был однореданным с V-образным днищем. Силовой
набор и обшивка фюзеляжа были дюралюминиевыми. Все соединения и головки
заклепок были плотно закрыты смолистыми соединениями. Открытая кабина с
двумя установленным бок о бок сиденьями была оснащена двойным
управлением.
Каждая из съемных основных стоек шасси состояла из амортизационной опоры
и двух стальных труб, соединенных V-образно и прикрепленных шарнирно к
борту фюзеляжа. Вершинные концы амортизационных опор крепились к нижней
поверхности крыла и частично убирались внутрь крыла при подъеме колес
над водой.
Силовая установка состояла из одного 120-сильного четырехцилиндрового
инвертированного рядного двигателя воздушного охлаждения de Havilland
Gipsy III, установленного в гондоле над фюзеляжем и крылом и вращавшего
двухлопастный тянущий винт. Топливный бак был расположен в крыле.